Столичные власти, похоже, осознали, что перманентное строительство в авральном режиме требует не выборочного, а регулярного контроля за состоянием городских улиц. Вчера стало известно, что мэрия планирует до конца года провести комплексное геофизическое исследование дорожного полотна в центре города и определить подверженные просадкам участки. Случающиеся в последнее время довольно часто провалы асфальта и проседания грунта пока не приводили к серьезным происшествиям, однако чиновники готовы оплатить из бюджета проект, который позволит выявить «тонкие места» и предоставит шанс подстраховаться от техногенных катастроф. На работы, которые поручены департаменту жилищно-коммунального хозяйства и развития города, обещано выделить 7 млн рублей.
Впрочем, в мэрии, гордящейся своим строительным комплексом, естественно, не собираются винить только строителей. Хотя сложно не заметить, что, например,
происшествия на Ленинградском проспекте, где только в конце прошлого года было зарегистрировано два серьезных провала, начались после реконструкции этой магистрали. Однако чиновники утверждают, что проседание дорог, ставящее «под угрозу безопасность движения автотранспорта и пассажиров», может объясняться в том числе и особенностями городской геологии, в частности характерными для Москвы карстовыми и оползневыми процессами.
В планах масштабного геофизического обследования значатся 170 улиц. Помимо Ленинградского проспекта не слишком надежны с точки зрения твердости дорожного покрытия, по данным московской мэрии, Варшавское и Каширское шоссе. Кроме того, возможны подобные ЧП и на некоторых участках Лубянской и Калужской площади, дорожном полотне Садового и Бульварного кольца, Кутузовского и Ленинского проспекта, проспекта Мира и Вернадского, Москворецкой набережной, третьего транспортного кольца и МКАД. Существует угроза провалов и в самом центре города на Тверской улице и на Пушкинской площади. Именно эти участки будут тщательно исследованы московскими геологами. Брусчатка Красной площади, которая тоже окружена стройками, в список рискованных покрытий не попала, но в районе Манежной площади на протяжении Моховой улицы также будут вестись исследовательские работы.
В принципе и раньше подобные работы уже проводились. По словам председателя комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, и Мосгоргеотрест, и Институт геофизики РАН имеют подробные карты состояния грунтов под московскими дорогами. Однако в связи с ростом объемов строительства, которое значительно ускоряет процессы геофизических изменений верхних слоев почв, необходим более тщательный и регулярный мониторинг под основными магистралями города, считает депутат. Г-н Москвин-Тарханов полагает, что максимальное внимание надо уделять верхнему слою почв -- первым 10--15 метрам. «Кроме того, необходимо более тщательно исследовать территории, прилегающие к площадкам строительства зданий с заглубленным фундаментом, -- заявил он «Времени новостей», -- так как строительство таких объектов может привести к геологическим изменениям».
По мнению депутата, для столицы более характерны так называемые проседания, которые в отличие от оползней и провалов «серьезным событием не назовешь». И причиной их становится некачественное строительство дорог и недостаточное уплотнение грунта. Самыми неблагоприятными особенностями московских почв, способствующими обвалам, являются так называемые карсты на глубине 30 метров и карстовые воронки. Г-н Москвин-Тарханов считает, что такая угроза в принципе существует в районе Хорошевского шоссе. А, например, в Коломенском причиной провалов может быть движение грунтов в пойме Москвы-реки.