Серия взрывов метана в угольных шахтах Кузбасса, унесших с начала года сотни жизней горняков, заставила государство вернуться к популистским идеям утилизации этого газа. Вчера в Кемерове прошло совещание, посвященное теме добычи метана из угольных пластов, на котором зампред правления «Газпрома» Александр Ананенков пообещал начать экспериментальную добычу и поставки сырья потребителям области к концу 2009 года. Он затруднился назвать размер инвестиций, а также возможные объемы добычи.
Несмотря на активность топ-менеджеров концерна в этом направлении и оптимизм высокопоставленных чиновников, у плана есть серьезные изъяны. А именно -- отсутствие даже в фундаментальной науке четкого понимания, каким образом можно добывать метан из угольных пластов, где он содержится в качестве химического соединения. Не говоря уже о конкретных технологиях. Между тем именно в отношении этого газа звучат колоссальные цифры по ресурсам -- 13 трлн кубометров только в Кузбассе. В то время как объемы свободно циркулирующего газа, который, как правило, и взрывается в шахтах, для нужд промышленности очень малы. Кстати, именно такой газ добывают в угольных шахтах США и Австралии, которые обычно приводятся в качестве примера. Более того, до сих пор нет технологий определения, где именно есть такие скопления газа, чтобы их эффективно и своевременно добывать.
Все это свидетельствует о том, что, судя по всему, разворачивается не перспектива создания новой отрасли промышленности -- «углегазовой», как пафосно выразился г-н Ананенков, а достаточно сомнительный проект на деньги «Газпрома». Ранее стоимость полномасштабного эксперимента, который позволит начать добычу более 1 млрд кубометров метана в год, оценивалась в 400--500 млн долларов.
Зато спустя считанные дни после трагедии на шахте «Ульяновская» совет директоров «Газпрома» принял решение о покупке контрольного пакета акций в ООО «Геологопромысловая компания Кузнецк» (ГПК «Кузнецк»), владеющем лицензией на добычу метана из угольных пластов на юге Кузбасса. А сделку комментировал лично первый вице-премьер, председатель совета директоров концерна Дмитрий Медведев. «Успешная реализация этого проекта повысит безопасность труда шахтеров Кузбасса, обеспечит производственные и бытовые потребности в газе в регионе, создаст новые рабочие места», -- говорилось в заявлении г-на Медведева, который ведет «национальные проекты», направленные на повышение уровня жизни населения.
После этого подготовка эксперимента по добыче газа из угольных пластов забурлила с новой силой, хотя до этого в вялотекущем режиме шла много лет еще с советских времен. Причем опрошенные «Временем новостей» эксперты полагают, что с тех пор российские возможности не сильно возросли. Правда, у «Газпрома» есть вдохновляющий пример -- США, где в 1990 году добыча газа из угольных шахт составляла 5 млрд кубометров в год, а через 15 лет перевалила за 50 млрд кубометров. Учитывая, что это производство построено на основе уникальных технологий, без возможностей иностранных компаний здесь не обойтись. А это, очевидно, усложняет реализацию проекта. Опытного партнера у «Газпрома» в этой сфере пока нет и не предвидится, тем более что в России регулярно урезаются возможности участия иностранных компаний в энергетическом бизнесе.