|
|
N°127, 20 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Атлас подземелья
Вышел альбом - путеводитель по московскому метро
Издательство «Книги WAM», известное роскошными альбомами по искусству и истории, а также одноименным журналом -- World Art Museum, выпустило путеводитель «Московское метро». Это уже не первый опыт обращения издательства к столичной подземке -- два года назад к 70-летию метрополитена они выпустили огромный альбом и номер журнала WAM, теперь же руки дошли и до более демократичного путеводителя -- его стоимость всего 100 руб. Мягкая обложка и потоньше, чем у старших братьев, бумага не должны расстраивать -- качество полиграфии, как обычно у WAM, на уровне (шикарная печать на мелованной бумаге), а содержание порой и превосходит дорогие издания. Опять же новый альбом издан в двух вариантах -- на русском (в синей гамме) и на английском (в красной).
От дорогих книг по метрополитену новому изданию достался и формат --не классический для путеводителей pocket book, а огромный фолиант, с которым не очень-то удобно путешествовать по подземке. Впрочем, издание стоит судить не по законам массовых путеводителей, а по законам московского метрополитена, без преувеличения самого роскошного в мире, но при этом не самого функционального. Путешествовать по его подземным дворцам как раз имеет смысл не с какой-то там книжечкой, а вот с этим альбомом, почувствовав себя почти что первооткрывателем со средневековой географической картой в руках.
Сбиться с пути обладателю этой «карты» будет сложно: в путеводителе представлены пять маршрутов -- лучшие станции, а также четыре линии -- кольцевая, «красная», «синяя» и «зеленая», то есть те, где сосредоточены станции, ставшие классикой отечественной архитектуры. «Лучшими из лучших» объявлены четыре станции -- «Кропоткинская», «Маяковская», «Площадь Революции», «Театральная». Таким образом, лучшим архитектором в неформальном рейтинге оказался Алексей Душкин, автор трех станций из этого списка.
Фотографии, как современные, так и архивные, нереализованные проекты, а также изображения барельефов, мозаик, отдельных элементов служат иллюстрацией к текстам, написанным с самой восторженной интонацией (а как же еще можно писать о шедеврах?). Информация об архитектурных особенностях станции перемежается мифами, предания перемешаны с подлинными историями, которые, впрочем, тоже иногда трудно отделить от мифов. Вот, например, одна история. Никита Хрущев якобы невзлюбил «Киевскую» Арбатско - Покровской линии. Из ревности построил «свою» «Киевскую» Кольцевой линии, а потом начал борьбу с архитектурными излишествами, чтобы никто не переплюнул «его» станцию. И не важно, правда это или нет, читатели и пользователи путеводителя могут сами сравнить две «Киевские», для этого в книге напечатаны схемы расположения мозаик. Благодаря схемам можно узнать, например, что трактористы в нарядных рубашках на Кольцевой не абы кто, а бригада первой машинно-тракторной станции. Подобные путеводители по мозаикам даны и для «Маяковской», «Театральной» и «Новокузнецкой».
Из современных станций в книгу попали «блокбастеры» последних лет -- «Воробьевы горы» и «Парк Победы», а также новый выход станции «Маяковская». Выбор красноречив: «Парк Победы» и выход «Маяковской» -- настоящий гимн «дворцовой» архитектуре, впрочем, и «Воробьевы горы» не выпадают из этой схемы -- после реконструкции легкие «оттепельные» «Ленинские горы», прежде парящие над водой, стали походить на нависший над рекой дворец.
Тренд очевиден. В своем интервью «Времени новостей» Николай Шумаков, главный архитектор «Метрогипротранса», сказал: «Давление 30-х годов волей-неволей присутствует сегодня в нашей подземной архитектуре». Да и в подобном путеводителе-альбоме безликие «сороконожки» со стенами, выложенными кафельной плиткой, или же построенные в официозные 70-е станции практичной подземки смотрелись бы не очень убедительно, даже шикарная полиграфия не спасла бы их.
Александр ЗМЕУЛ