Время новостей
     N°123, 16 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.07.2007
Иваново вспомнило родство
На волжских берегах прошел новый международный фестиваль авторского кино
В старинном русском Иванове, которое устало донашивать советское звание текстильного города невест и давно не хочет довольствоваться одной лишь принадлежностью к кольцевому интуристовскому маршруту, прошел первый Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало».

Кинофестиваль имени кого бы то ни было является безусловной методологической новостью. Кроме того, у Андрея Тарковского-младшего, возглавляющего фонд отца, могли быть и другие резоны выступить против использования отцовской фамилии в новом бренде. Видимо, он полагал, что само слово «Зеркало» уже в достаточной степени заряжено тарковским смыслом. Поскольку наследник рода в течение недели в Иванове так и не появился, преодолеть эти разногласия, судя по всему, полностью не удалось. Однако и тех, кто настаивал на именном проекте, понять можно. Тарковский родом из села Заовражье, во время войны жил с мамой и сестрой в соседнем Юрьевце, он признан во всем мире, в марте ему исполнилось семьдесят пять -- в общем, юбилей великого сына здешних мест представляется достойным поводом подарить не избалованному культурными подношениями городу свой праздник. В перспективе традиционный, что обещано нынешним ивановским губернатором Михаилом Менем, сыном своего удивительного отца, священника Александра Меня, который -- скрещение судеб -- учился с Тарковским в одной школе. Короче говоря, многое тут сошлось.

Такого рода маленькие фестивали, предполагающие показ десятка новых фильмов и высадку столичного артистического десанта, считаются неплохим средством скрепить страну горизонталью культурной власти, и этим с успехом занимаются многие -- от Смоленска до Благовещенска. А у Иванова, кроме того, был еще и шанс занять никем не занятую нишу: вроде бы фестиваль, освещенный именем такого автора, как Тарковский, по определению предполагает постановку смыслового ударения на российском арткино в контексте арткино мирового: что это сегодня такое? как и чем живет, да и живет ли?

Основатели и устроители «Зеркала» во главе с генеральным продюсером Алексеем Горнизовым сделали на этом пути несколько последовательных шагов. В фестивальные президенты позвали актрису Инну Чурикову, которая хоть и не снималась у Тарковского, но играла в его ленкомовском «Гамлете» несчастную Офелию, а главное, обладает безукоризненной художественной репутацией. Исполнить обязанности председателя жюри пригласили режиссера Тео Ангелопулоса, чьи медитативные фильмы занимают в реестре кинематографических достижений мира совсем не последние места. Усилиями составителя международного конкурса Сергея Лаврентьева, который в своей «прошлой жизни» кинокритика запальчиво выступал против нарциссического авторства и за демократичность художественных форм, сложилась совсем не стыдная программа. В нее вошли даже фильмы, гордо отказавшие во взаимности ММКФ (речь про не лишенную назидательности сербско-венгро-германскую психодраму «Ловушка» -- ее автор Срдан Голубович получил в Иванове приз за режиссуру).

Жюри под водительством господина Ангелопулоса оказалось на высоте. Не принялось, как это кое-где происходит, кадить хозяевам и благодарить призами за гостеприимство -- оставило российских конкурсантов без своих милостей («Путина» Валерия Огородникова получила приз зрительских симпатий) и всем другим фильмам предпочло пряную «Драму/Мекс», где под истовым мексиканским солнцем в жарком мексиканском песке сплелись две нетривиальные любовные истории. Наконец, важными опорами фестивального здания «Зеркала» стали полная ретроспектива самого Тарковского и свод наших и западных неигровых фильмов о нем, построенных на уникальной хронике.

Сложнее оказалось с новым российским игровым кино, выделенным в отдельную секцию. Присутствие там «Изгнания» Андрея Звягинцева, что бы по поводу этого фильма ни думать, само по себе понятно и не вызывает вопросов. Равно как и наличие в списке «Яра» Марины Разбежкиной. Отсутствие «Александры» такие вопросы вызывает -- впрочем, зная о непростых отношениях Александра Сокурова с российским фестивальным движением, легко допустить, что по каким-то причинам он решил воздержаться от участия даже в фестивале имени Тарковского. Можно смириться, глубоко вздохнув, с мелодрамой Веры Глаголевой «Чертово колесо» и комедией Романа Качанова «Неваляшка»: в конце концов почему бы и не быть такому концепту -- новейшие авторские фильмы в общем русском кинопейзаже; силуэты, так сказать, на фоне? Но вот не просто показывать, а еще и показательно награждать президентским призом фильм «Ванечка» Елены Николаевой -- женскую истерику в вульгарных сериальных формах -- на таком фестивале категорически не стоило. Ссылки на личный выбор президента похожи на лукавство: ивановская премьера «Ванечки» была обставлена с особой торжественностью, ее почтил своим присутствием губернатор Мень с окружением, и сдается мне, что судьбой «Ванечки» в фестивальном штабе озаботились и помимо Инны Михайловны Чуриковой (игнорируя художественную планку, которую сами же и подняли, присвоив «Зеркалу» имя не кого-нибудь). Собственно, составитель российской программы Ирина Павлова подтвердила мне, что «Ванечка» утвердился в программе в обход ее желаний.

Так что первый фестиваль вышел кентавром. В него было вложено много сил, и у него много достоинств. Роскошное пространство -- Иваново, Юрьевец, Шуя, Плес, Кинешма. Отличная публика, готовая вступать в отношения с серьезным кино и не обращать внимания на обидные бытовые обстоятельства вроде дырявой крыши в кинотеатре, сквозь которую во время сеансов очень по-тарковски сочился дождь, или некачественной проекции, из-за чего всем фильмам сообщалась тотальная визуальная мрачность. И в то же время коронация злополучного «Ванечки», привкус неосоветского угара, тяготеющие к шансону песни про «мою Россию» и «белый парус кино», коммунистка Елена Драпеко в ранге почетной гостьи, высаживающей фруктовое дерево во дворе юрьевецкого Музея Тарковского (где, скажите мне, Драпеко и где Тарковский? и почему нет среди гостей его музы Маргариты Тереховой и его «эккермана» Ольги Сурковой? и при чем здесь Станислав Говорухин и Лев Прыгунов?). Безусловный апофеоз церемонии закрытия: Иосиф Кобзон выходит на сцену наградить могучего кинооператора Вадима Юсова за вклад в мировое киноискусство и не уходит, пока не споет три песни и пока не становится ясно, что награда Юсову -- это повод дать Кобзону спеть для народа.

«Зеркало» сейчас на распутье, и ему надо выбирать, куда двигаться. Держать ли в уме имя, которое обязывает к эстетической разборчивости, но обрекает на не самый широкий круг поклонников, или дрейфовать в сторону народных гуляний. Третьего не дано. Третье -- это Тарковский во всю ивановскую, страшный сон.




Призы фестиваля «Зеркало»:

Гран-при фестиваля («Лучший игровой фильм») -- «Драма/Мекс» (режиссер и автор сценария Герардо Нараньо; Мексика).

«Лучшая режиссерская работа» -- Срдан Голубович (фильм «Ловушка»; Сербия--Германия--Венгрия).

«Лучшая женская роль» -- Сун Мей (фильм «Перевозка арбузов», режиссер Бранко Шмидт; Хорватия).

«Лучшая мужская роль» -- Дарси Улафссон (фильм «Дети», режиссер Рагнар Брагасон; Исландия).

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков -- фильм «Дети» (режиссер Рагнар Брагасон; Исландия).

Приз зрительских симпатий -- «Путина» (режиссер Валерий Огородников; Россия).

Приз президента фестиваля -- «Ванечка» (режиссер Елена Николаева; Россия).

Приз «За выдающийся вклад в киноискусство» -- кинооператор Вадим Юсов.

Дмитрий САВЕЛЬЕВ
//  читайте тему  //  Кино