Олег Дерипаска, продав на прошлой неделе
бизнес по производству алюминиевых банок, собирается резко увеличить объем выпуска фольги и другой упаковки. Глава упаковочного дивизиона РУСАЛа Александр Бурдин пообещал вчера журналистам, что до 2011 года выпуск фольги поднимется более чем до 100 тыс. тонн, почти вдвое по сравнению с прошлогодним. Уже в этом году компания рассчитывает получить 85 тыс. тонн, что обеспечит прирост производства на 52% к прошлому году. Все это планируется достичь главным образом за счет
фольгопрокатного завода «Арменал» в Ереване, где полгода назад прошла модернизация. Впрочем, догонять своих основных конкурентов -- американскую Alcoa и канадскую Alcan (этим компаниям упаковочный бизнес приносит почти треть от общего объема доходов) -- РУСАЛ не будет.
Проектная мощность «Арменала» составляет 25 тыс. тонн фольги ежегодно, но компания не исключает возможности увеличить ее выпуск. Кроме «Арменала», продукция которого идет в основном на экспорт, фольгу в РУСАЛе производят «Саянал» (мощность 38,3 тыс. тонн в год) и вошедшая в компанию после объединения с СУАЛом «Уральская фольга» (15,5 тыс. тонн в год). Сейчас на долю фольгопрокатного дивизиона в структуре выручки РУСАЛа приходится примерно 3% -- 240 млн долл. за прошлый год.
Продукция предприятий РУСАЛа, который, по сути, является монополистом по выпуску фольги в стране, занимает 47% российского рынка. Остальное -- импорт. По словам г-на Бурдина, ряд крупных концернов -- производителей пищевых продуктов (основных потребителей фольги), в том числе открывающих предприятия в России, имеют долгосрочные контракты с другими поставщиками этой продукции, которые распространяются на все страны присутствия этих концернов. Тем не менее РУСАЛ рассчитывает заключить долгосрочные контракты с производителями пищевых продуктов и напитков, строящих свои предприятия в России. «Сейчас такие переговоры ведутся», -- сказала глава департамента РУСАЛа по внешним связям Вера Курочкина.
В этом году РУСАЛ предполагает занять не мене 50% российского рынка, направив туда около трети от общего объема выпуска упаковочного дивизиона компании. Долю поставок фольги на экспорт в нынешнем году РУСАЛ рассчитывает увеличить до 2,4% (1,6% по итогам прошлого года). Этот прирост и обеспечит «Арменал».
РУСАЛ рассматривает возможность увеличения производства как за счет приобретения новых предприятий (правда, г-н Бурдин признался, что интересных объектов подобного рода в мире почти не осталось), так и за счет строительства новых объектов, в том числе с привлечением партнеров. "Скорее всего, расширение мощностей произойдет за счет строительства новых заводов. При этом нам интересны регионы, где более емкие рынки, -- заявил г-н Бурдин. -- Европа и США для нас практически не представляют интереса, в том числе из-за высоких цен на энергомощности. Очевидно, это будут страны СНГ, Россия -- все регионы, близкие к портам, удобные с точки зрения логистики". Он также не исключил возможности строительства фольгопрокатного завода на Дальнем Востоке: "Почему бы нет? Но там сильная конкуренция с Китаем".
Впрочем, как ранее подчеркивало руководство компании, основное развитие РУСАЛ будет осуществлять в сфере электроэнергетики и производства первичного металла и сплавов. Кстати, хотя в Армении электроэнергия достаточно дорога, РУСАЛ не исключает возможности приобрести там энергоактивы. Возможно, компания рассчитывает и на господдержку, поскольку, как пообещал генеральный директор «Арменала» Георгий Аветикян, выйдя на полную мощность, предприятие будет обеспечивать чуть ли не 40% ВВП республики. Правда, представители центрального офиса компании несколько испугались озвученных цифр и заявили, что такие данные требуют уточнения.