Внешнеэкономическая экспансия Китая превращается в угрозу для российских производителей
Китай намерен принять ряд мер, направленных на решение проблемы профицита в торговом балансе страны. «Для сдерживания объемов внешнеторгового сальдо КНР следует увеличить импорт, прежде всего сырьевой и высокотехнологичной продукции», -- заявил на днях на брифинге, посвященном предстоящей Китайской торгово-инвестиционной ярмарке Северо-Восточной Азии, заместитель министра коммерции Китая Вэй Цзяньго.
Китайское правительство уже не первый раз декларирует необходимость принятия мер по выравниванию торгового баланса: не так давно об этом заявил министр коммерции Китая Бо Силай, подчеркнув необходимость «оптимизировать структуру импорта-экспорта и трансформировать формы внешнеторгового роста». К корректировке курса внешнеэкономической политики Поднебесной, приоритетом в реализации которой давно уже стала ориентация на экспорт,
подталкивают в первую очередь США, где проблема дефицита в торговле с КНР обозначилась особенно остро.
Россию темпы внешнеэкономической экспансии Китая беспокоят не меньше.
С каждым месяцем поставки китайских товаров в Россию увеличиваются, что грозит к концу года превратить традиционно положительное торговое сальдо России в отрицательное. По данным Минэкономразвития РФ, по итогам первого полугодия 2007 года положительное сальдо России в торговле с Китаем составило чуть более 45 млн долл. При товарообороте в 15,9 млрд долл. российский импорт вырос на 58%, до 7,91 млрд долл., в то время как экспорт -- всего на 11%, до 7,96 млрд долл. При этом около 50% в структуре экспорта пришлось на энергоресурсы.
По мнению экспертов Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), основная причина сложившегося положения состоит в неравных условиях конкуренции российских компаний с китайскими производителями. «Дело в том, что Китай оказывает экспортно-ориентированным отраслям господдержку в виде установления экспортных квот, прямого субсидирования через систему налоговых льгот и различных дотаций, льготного кредитования, компенсации расходов за счет средств госбюджета на техперевооружение», -- считает генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян. Общий объем субсидий и преференций на поддержку китайской внешнеторговой экспансии достигает 7%
ВВП Китая, в России же -- немногим более 0,7%.
В соответствии со стратегией выхода Китая на мировые рынки китайское правительство оказывает поддержку строго определенным, «прорывным» отраслям экономики, которые формируют ее «полюсы роста»: прежде всего это металлургия, машиностроение, IT-индустрия. Вместе с тем, как считают в ИПЕМ, аналогичным секторам российской экономики может быть нанесен наибольший ущерб в результате неравных условий конкуренции.
Результаты китайской господдержки налицо. Например, продолжает расти экспорт стальной продукции, составивший в 2006 году 43 млн т (+109,6% к 2005 году). Однако больше всего впечатляют успехи трубной промышленности Китая, экспорт продукции которой по итогам первых четырех месяцев 2007 года вырос в 2,2 раза к январю--апрелю 2006 года. А рост поставок китайских труб в Россию вообще не имеет прецедентов: с 2003 по 2006 год он увеличился в 89 раз (!). По мнению экспертов, одной из основных причин сложившегося положения является демпинговая цена трубной продукции из Китая. Однако Россия пока не ответила на выпад китайских трубников. Иначе поступили в США: в июне семь американских трубных компаний во главе с крупной корпорацией United Steelworkers инициировали проведение антидемпингового расследования по фактам поставок китайских труб на внутренний рынок.
Отраслевые аналитики предупреждают, что принятие США антидемпинговых мер против стальных труб из Китая скажется и на нашей стране: экспорт китайских труб в Россию будет расти еще более высокими темпами за счет переориентации товарных потоков. Такое развитие событий может привести не только к снижению объемов производства продукции российских предприятий, но и существенно затруднить возврат значительных инвестиций, вложенных частными компаниями в промышленность за последние десять лет, что, в свою очередь, способно нанести серьезный ущерб смежным отраслям российской экономики.
Не меньше Китай «насолил» и отечественному машиностроению. В 2006 году продукция машиностроения в структуре официального китайского экспорта в Россию достигла 20%. А рост продаж китайских автомобилей в России в 2006 году составил 400%, что значительно осложняет реализацию программы развития российского автомобилестроения. Видимо, понимая ситуацию, в которой оказался отечественный автопром, буквально неделю назад правительство решило не подписывать с КНР соглашения о режиме промышленной сборки автомобилей.
По словам Юрия Саакяна, с целью выравнивания условий конкуренции на внутреннем рынке, целесообразно рассмотреть отказ России от преференционного режима торговли с Китаем, поскольку по всем критериям (и по размеру экономики, и по структуре торговли между КНР и Россией, и по конкурентоспособности) Китай выбивается из списка стран, пользующихся этим режимом. Кроме того, для поддержки национального производителя Россия вправе применять меры, широко распространенные во всем мире, в том числе антидемпинговые расследования, импортное квотирование, а также разработку четких правил приграничной торговли, что перекрыло бы основные каналы так называемого «серого» импорта китайской продукции в нашу страну.