Можно только порадоваться за британского корреспондента Алана Джонстона, освобожденного в секторе Газа, где с 12 марта его как заложника прятали в подвале одного из частных домов. Почти 114 дней плена, после которых похудевший и выглядевший почти стариком 45-летний журналист с облегчением выдохнул: «Это фантастика -- быть на свободе». Но стоит ли из этого события делать далеко идущие выводы о том, что «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС), захватившее власть в Газе в середине июня, полностью контролирует обстановку в секторе и собирается навести там порядок?
Освобождение заложника, как часто бывает в таких случаях, окутано завесой таинственности. Руководство ХАМАС уверяет, что провело специальную силовую акцию против одной из новых исламистских группировок в Палестине -- «Армии ислама» («Джейш аль-ислам»). Это небольшая группа, в основном объединившая родственников из клана Дугмуш. Возглавляет ее местный авторитет Мумтаз Дугмуш.
В ночь на 4 июля боевики из "Бригад Изеддина аль-Кассама" (военное крыло ХАМАС) окружили район Сабри в Газе, где удерживался журналист. Жители уверяют, что слышали стрельбу. «Армия ислама» сообщает о двух погибших -- это некие Ахмад и Мунир Дугмуши. Тремя днями раньше хамасовцы захватили нескольких активистов «Армии ислама», причем и тогда не обошлось без стрельбы. В ответ клан Дугмуш взял в плен около десятка хамасовцев. Так что возможно, что освобождение британца стало лишь следствием обострения противоречий между исламистскими группировками в Палестинской автономии.
Есть и другие версии -- о том, что таинственный, но "очень почитаемый" религиозный деятель убедил боевиков освободить Джонстона без каких-либо условий. Ранее исламисты выдвигали как минимум три условия. Они добивались от властей автономии предоставления им бесплатного участка земли для развертывания военного лагеря. Требовали освобождения палестинских заключенных из израильских тюрем. И еще настаивали на освобождении двух экстремистов.
Речь об иракской жительнице Саджиде ар-Ришави, которая приговорена к смерти в Иордании, где в ноябре 2005 года вместе с мужем взорвала свадьбу, гулявшую в дорогом отеле. (Террористка выжила, поскольку не сработал пояс смертника.) Второй персонаж -- теоретик радикального ислама, палестинец Абу Катада (он имеет гражданство Иордании, но отбывает срок в Великобритании, где долго жил в эмиграции). Ходят слухи, что "Армия ислама" хотела и выкупа в размере 5 млн долл. Но никаких денег, как уверяют палестинцы и британцы, за Алана Джонстона выплачено не было.
"Освобождение Джонстона еще не означает, что ХАМАС контролирует ситуацию в секторе, хотя движение и пытается сделать все, чтобы предстать перед миром властью с человеческим лицом. В последние годы в Газе появилось множество мелких группировок. Поставить их все под контроль сейчас невозможно", -- сказал «Времени новостей» израильский эксперт, бывший сотрудник военной разведки Копель Шумах.
Оппоненты хамасовцев из более светского «Движения освобождения Палестины» (ФАТХ), лидером которого является президент автономии Махмуд Аббас, а штаб-квартира находится на Западном берегу реки Иордан, идут еще дальше. Они согласны с тем, что ХАМАС контролирует далеко не все, тем более в секторе Газа остаются и менее радикальные группировки. Но в случае с журналистом лидеры ФАТХ усматривают инсценировку. «Это кино про хороших и плохих парней, где ХАМАС, хотя на самом деле это одна и та же банда, якобы хорошие парни», -- заявил Ясир Абдер-Раббо, советник президента. По мнению этого чиновника, хамасовцы с самого начала были заодно с «Армией ислама»: «Они берегли Джонстона для удобного момента, чтобы показать себя чистенькими перед лицом Запада».
Возможность такой многоходовки допускает и российский журналист Николай Мамулашвили, который по своему опыту знает, как освобождают заложников. В 1997 году с 4 марта по 6 июня он находился в плену с тремя коллегами у одной из банд в Чечне. «Возможно, что ХАМАС освободил британца в целях политического пиара. И отнюдь не исключено, что его держала группировка, подконтрольная хамасовцам», -- сказал он «Времени новостей».
Самого Алана Джонстона вчера меньше всего волновало, кто и почему его освободил. Он, конечно, подыграл ХАМАС, поблагодарив и появившись с его лидерами перед телекамерами за завтраком (хамасовцы, несмотря на присутствие журналистов, аппетитно перекусили). Но больше всего бывший пленник наслаждался свободой: «Первые месяцы со мной обращались хорошо, но после того, как власть в секторе Газа захватил ХАМАС, который в ультимативной форме потребовал моего освобождения, отношение ко мне резко ухудшилось. Они угрожали зарезать меня или взорвать при попытке освобождения силой. Последние дни я провел под страхом смерти. Меня держали в подвале два на два метра, я чувствовал себя погребенным заживо».
«Это знакомые ощущения, -- делится с «Временем новостей» Николай Мамулашвили. -- Мы тоже сидели в подвале и были вроде живые, а вроде и нет. Зато на свободе начинаешь радоваться жизни, ценить запах листьев, звук журчащего ручья. И понимаешь, что вот такая обычная жизнь не стоит никаких сверхвысоких командировочных, выплачиваемых за работу в горячих точках».
Пока же в секторе Газа остается еще один известный заложник -- это израильский капрал Гилад Шалит, захваченный на блокпосту летом 2006 года. Вчера МИД России заявил, что «усилия по решению проблемы» британского журналиста, предпринятые со стороны ХАМАС, должны быть "подкреплены скорейшим освобождением израильского капрала". Израильский эксперт Копель Шумах сказал по этому поводу корреспонденту «Времени новостей», что «боевики ХАМАС, захватившие капрала, уже не заинтересованы держать его в плену, хотя и не могут так просто отказаться от требований, выдвинутых Израилю для его освобождения. Так что вопрос еще и в позиции израильтян, и в том, как будут идти переговоры".