|
|
N°116, 05 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Развлекать ТВ научилось отменно
Главный итог сезона: зрители, согласно социологическим исследованиям, перестали искать в ТВ информацию и теперь ходят сюда исключительно развлечения ради. И они правы. Информация осталась лишь на РЕН ТВ -- в «Новостях» и итоговой «Неделе» Марианны Максимовской. Окончательно стухла аналитика: «Времена» Владимира Познера превратились в селекторное совещание, на котором от скуки дохнут мухи. Так называемые общественно-политические дискуссии выродились в лучшем случае в шоу («К барьеру», «Воскресный вечер» с Соловьевым»), а в худшем -- в оголтелую пропаганду («Судите сами»). Держится на уровне лишь «Народ хочет знать», несмотря на палки, которые программе время от времени вставляют в колеса (так, выпуск с участием «неформатного» по нынешним временам Владимира Рыжкова в эфир не вышел).
Все эфирное пространство буквально заполонено сериалами, но реально говорить практически не о чем. С треском провалился широко разрекламированный «Тихий Дон» на «Первом канале», без треска -- «Герой нашего времени», которого «Первый канал», наоборот, тихо, будто стесняясь, засунул в эфир в начале лета.
Настоящее событие сезона -- многосерийный фильм Николая Досталя «Завещание Ленина», который канал «Россия», во-первых, тоже «удостоил» не лучшего эфирного времени, а во-вторых, безбожно обезобразил рекламой. Впрочем, события это все равно не отменяет: фильмы такого качества -- великая редкость на современном ТВ, берущим не умением и смыслом, а числом.
Документальное кино представлено тоже весьма обильно, но настоящих удач и в этом жанре единицы. Среди них, безусловно, «Рожденные в СССР» Сергея Мирошниченко -- подробный, в развитии, портрет поколения, который режиссер творит уже 14 лет, «Исторические хроники» Николая Сванидзе» (оба -- канал «Россия»), «Элегия жизни. Ростропович. Вишневская» Александра Сокурова («ТВ-Центр»), «Брежнев» Леонида Парфенова («Первый канал»), «Союз нерушимый» Алексея Поборцева (НТВ).
На удивление востребованными оказались ужасы, скандалы и различные человеческие патологии, ставку на которые сделал канал НТВ. Программа «Сука-любовь» с ведущим-трансвеститом показала, что на этом направлении «нет предела совершенству».
Ужас сезона -- бездарный и бессмысленный долгоиграющий сериал «Сталин. Live», реабилитирующий кровавого тирана (НТВ).
Один из самых ярких проектов сезона -- «Закрытый показ» с Александром Гордоном, позволяющий не только демонстрировать новое российское кино, но и говорить о смыслах, что по нынешним временам огромная редкость.
Зато развлекать ТВ научилось отменно. «Танцы со звездами», «Звезды на льду», «Цирк со звездами», «Минута славы», «Две звезды», «Король ринга» -- все это премьеры одного лишь сезона, и почти все на «Первом канале». Зрелищно, масштабно, дорого. Все довольны.
Из внеэкранных событий отмечу фактическое закрытие фонда «Образованные медиа» (бывший «Интерньюс»), занимавшегося образованием провинциальных тележурналистов. Почти две с половиной тысячи журналистов всей страны, подписавшие письмо президенту России в защиту руководителя фонда Мананы Асламазян, так и не получили ответа, зачем и ради чего это сделано. Хотя вообще-то президент телевизионщиков очень уважает: дважды за год наградил их орденами и медалями за большой вклад в развитие отечественного телевидения. Мананы Асламазян в списке награжденных не оказалось. Ее за большой вклад в развитие отечественного ТВ вынудили уехать из страны.
Героями и персонами телеэкрана стали в основном великие люди, ушедшие из жизни: Мстислав Ростропович (сначала ТВ достойно отметило его 80-летие, а всего через месяц, увы, кончину), Михаил Ульянов и Кирилл Лавров и, конечно, Борис Ельцин, провожая которого в последний путь, ТВ словно прощалось с эпохой, подарившей журналистам свободу и достоинство.
Ирина ПЕТРОВСКАЯ, «Известия»