|
|
N°112, 29 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На предпоследнем дыхании
Фильмы 29-го Московского кинофестиваля
«Любовь со словарем» (США, 2007, Зои Кассаветис, конкурс). В оригинале фильм дочери основоположников независимого кино Джона Кассаветиса и Джины Роулендс (а также сестры Ника и Александры Кассаветисов, внучки Кэтрин Кассаветис, и прочая, прочая) называется Broken English, то есть «Ломаный английский», что, пожалуй, точнее -- никакого словаря на экране нет и в помине, а главный герой, приехавший в Нью-Йорк француз Жюльен (Мельвиль Пупо), говорит по-английски вполне сносно и только один раз путает выражения «я голоден» и «я сердит». Но любовь на самом деле имеет место: если быть точным, то главный в этой истории, скорее, не Жюльен, а Нора (Паркер Поузи), тридцатилетняя служащая отеля с совершенно катастрофической личной жизнью. Счастья нет, на пути попадаются либо прожженные циники, которым, понятное дело, надо только одного, либо мямли из еще более гнетущей породы «детей друзей родителей». Так что остается только жаловаться подруге да выпивать (отношения женщины с неустроенной судьбой и горячительными напитками изображены на экране совершенно блистательно, узнаваемо и, пожалуй, даже несколько заразительно). И тут на совершенно левой вечеринке, как в сказке, скрипнула дверь -- и появился Жюльен. Простая история, именно что душевное и на редкость симпатичное кино -- не совсем, пожалуй, фестивальное, но это не беда: помянутый в нашей газете конкурсный «Мольер» тоже не тянет на арт-хаус, а удовольствия от него получаешь преизрядное. Что же до Паркер Поузи (на фестивале ее можно было увидеть еще и во внеконкурсном фильме Хэла Хартли «Фэй Грим»), то она хороша настолько, насколько это вообще возможно.
«Занда» (Китай, 2004, Марко Мак, «Китайский экстрим»). Не самый новый и, увы, не самый лучший продюсерский проект гранд-мастера китайского боевого кино Цуй Харка. Занда -- это особый вид боевого искусства, сочетающий в себе элементы кикбоксинга, боев без правил и уличной драки. Кванг (Вей Ли Сян) -- это владеющий традиционным кунг-фу молодой провинциал, который приезжает в большой город и решает принять участие в соревновании по занда, чтобы собрать денег на операцию лучшему другу, а попутно отомстить покалечившему друга чемпиону, с которым Квангу предстоит встретиться в финале. Рекламный слоган фильма гласит: «Прорывный боевой блокбастер из Китая». К сожалению, верить в этом предложении можно только слову «Китай», все остальное, мягко говоря, действительности не соответствует: фильмы о боевых искусствах часто бывают скучны, но как-то по-особенному, а «Занда» уныла просто так, без всяких нюансов. Нормальному зрителю сложно поверить, что фильм с участием Жан-Клода Ван Дамма может быть в принципе лучше чего либо, но факт есть факт -- похожий по структуре и сюжету вандаммовский «Кровавый спорт» даст «Занде» много очков вперед. Собственно бои поставлены довольно прилично, но в любом случае после тайского рукопашного шедевра «Онг-Бак» (вышедшего за год до «Занды» и тоже побывавшего на многих международных фестивалях) все это смотрится как минимум несерьезно. Не боевым искусством, а производственной гимнастикой.
«Красный Элвис» (Германия, 2007, Леопольд Грюн, программа документального кино). Пока в Голливуде вот уже несколько лет собираются сделать игровую картину о жизни и судьбе Дина Рида, можно освежить воспоминания об этом певце, артисте и большом друге прогрессивного человечества с помощью этого документального фильма. Полтора часа довольно интересных воспоминаний, хроникальных кадров, клипов и фрагментов из кинокартин с участием Рида (жаль, что в их число не попали кадры из редких «Племянников Зорро», где Рид как раз и исполнил роль легендарного мстителя). Личностью Рид был интересной: американец, ставший суперзвездой в Чили времен Альенде, Советском Союзе и странах братской демократии, убежденный левый, никогда не вступавший в коммунистическую партию, ушедший в расцвете сил не то по причине самоубийства, не то будучи убитым западными спецслужбами. Впрочем, картина Грюна не особенно претендует на сенсационность -- скорее, это дайджест довольно известных сведений, предназначенный для тех, кто слышит о «Красном Элвисе» едва не в первый раз в жизни, те же, кто рос под «Гуантанамеру» и много раз пересматривал «Пой, ковбой, пой», вряд ли узнают что-то принципиально новое. Картина сделана очень тактично и уважительно, но именно поэтому ей парадоксально не хватает малой толики бульварности (почему бы, например, не вспомнить о многолетнем романе Рида с актрисой Эвой Киви), чуть-чуть жареных фактов и тенденциозности.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ