Вчера в Москве прошло
заседание Совета Россия--НАТО (СРН) на уровне послов, на котором сопредседательствовали глава российского Министерства иностранных дел Сергей Лавров и генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Схеффер. Заседание приурочили сразу к двум датам -- пятилетию создания СРН и десятилетию Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО. С самого начала было известно, что заседание спланировано именно как юбилейное, а потому на нем не ожидалось принятия каких-то важных решений. Вообще нынешний визит генсека НАТО оказался максимально дипломатичным и сдержанным по тону: стороны явно ждут итогов встречи президентов России и США 1--2 июля.
Г-н Схеффер в своем выступлении изложил ставшие уже привычными сентенции по поводу возможности «расширять и углублять политический диалог по вопросам безопасности», полезности СРН, организации совместных военных учений и общей борьбы с наркотрафиком. Сергей Лавров платил гостю той же монетой, уверяя его в приверженности России Основополагающему акту, дал высокую оценку сотрудничеству с НАТО, хотя и признал, что еще остается место «для повышения эффективности сотрудничества».
Оба чиновника сошлись во мнении, что надо проводить работу по проблемам глобальной противоракетной обороны в Европе, Договора об обычных вооруженных силах в Европе, определения статуса Косово. Обозначив, таким образом, ключевые проблемы, по которым у России и НАТО сохраняются острые противоречия, сопредседатели не уточняли, какую именно работу они имеют в виду. За разъяснениями можно отправиться на только что созданный совместный интернет-сайт Совета Россия--НАТО.
Обсуждение практических задач Сергей Лавров и Яап де Хооп Схеффер оставили коллегам, покинув заседание СРН. Глава российского МИДа, однако, уточнил: перспективы и параметры взаимодействия России и НАТО напрямую зависят от того, в каком направлении будет продолжаться трансформация альянса. «Мы внимательно следим за этим процессом», -- предупредил Сергей Лавров. Министр считает, что Совет Россия--НАТО ждет «зачастую непростая работа». При этом он призвал альянс не предпринимать шагов, которые направлены на укрепление чьей-то безопасности за счет безопасности других. «Вопросов в наших отношениях немало, -- подчеркнул Сергей Лавров. -- Есть ряд озабоченностей». Единственное, наверное, решение, которое было принято на вчерашнем заседании СРН, -- о расширении
сотрудничества России и НАТО в борьбе с наркоугрозой из Афганистана.
В духе предельно миролюбивых и отчасти выглядевших как мягкая ирония политических деклараций генеральный секретарь НАТО изъяснялся и во время встречи с российским президентом Владимиром Путиным: «Мне кажется, нет альтернативы хорошим, здоровым отношениям с Россией. НАТО не обойтись без России, и России не обойтись без такого хорошего партнера, как НАТО».
Г-н Схеффер определил ключевые понятия в этих взаимоотношениях: инвестиции, личные вклад, взаимодействие и общение. Владимир Путин со свойственным ему прагматизмом, несмотря на юбилейный день, попытался было перевести разговор в практическую плоскость: мол, отношения России и НАТО имеют проблемы -- большая многоплановая работа не может идти беспроблемно. На что Яап де Хооп Схеффер чуть ли не в духе коммунистических лозунгов провозгласил: «Мы должны не оглядываться назад, мы должны смотреть вперед». Возможно, впереди в этот момент ему виделись базы ПРО США в Польше и Чехии и обычные военные базы в Румынии и Болгарии.
Владимир Путин принял тональность гостя и сказал: «Мы перешли от периода конфронтации к периоду сотрудничества». На этом обмен любезностями закончился.
Впрочем, на пресс-конференции по итогам визита, который генсек НАТО назвал очень успешным, он все-таки немного отошел от демонстративно дружелюбного тона переговоров. Яап де Хооп Схеффер сказал, что
заявления о перенацеливании российских ракет не вписываются в дискуссию по проблеме американской ПРО в Европе, и призывал снизить тон дискуссии по этой проблеме. "Отношения России и НАТО -- это отношения партнерства. Подобные заявления о нацеливании и перенацеливании не вписываются в это обсуждение". Как известно, президент России Владимир Путин заявил в интервью журналистам из стран G8 накануне саммита "большой восьмерки" в Германии, что гипотетически для российских ракет появятся новые цели в Европе, если часть стратегического ядерного потенциала США окажется на европейском континенте. "В этом сложном обсуждении целесообразно понизить громкость всех публичных заявлений и комментариев, которые делаются с той и с другой стороны", -- сказал Схеффер. Он даже сравнил эти публичные заявления с прослушиванием плеера -- "когда слишком большая громкость, бьет по барабанным перепонкам и можно повредить уши". По его словам, именно этой линии он старался придерживаться в ходе своей встречи с российским президентом.
Генсек НАТО признал отсутствие прогресса в сближении позиций альянса и России по адаптированному Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
Он высказался против моратория на ДОВСЕ, которым вот уже несколько месяцев угрожает Россия. "Договор ДОВСЕ краеугольный камень, им должен и оставаться, -- подчеркнул Яап де Хооп Схеффер. -- Надеюсь, что все шаги, которые будут предприняты в дальнейшем, будут предприняты в рамках договора, а не за пределами адаптированного ДОВСЕ. Надеюсь, что наши российские друзья и коллеги по альянсу будут обсуждать будущее договора, иначе это приведет к негативным последствиям и можно будет только сожалеть, если договор будет поставлен под угрозу". Кроме того, Яап де Хооп Схеффер дал понять, что не считает российское предложение совместно использовать Габалинскую РЛС в Азербайджане альтернативой американским планам размещения эшелона ПРО в Польше и Чехии. Впрочем, генсек НАТО сразу же оговорился, что вопросы размещения американской ПРО будут рассматриваться на встрече президентов двух стран. Там и договорятся. Или не договорятся.
Акт об отношениях РФ и НАТО был подписан 27 мая 1997 года в Париже президентом России Борисом Ельциным, генеральным секретарем НАТО Хавьером Соланой и руководителями государств -- членов альянса. Россия и НАТО провозгласили себя партнерами и обязались совместно строить мир в Евро-Атлантическом регионе на принципах равноправия и безопасности. Для активизации контактов пять лет спустя был создан Совет Россия--НАТО.