Сергей Богданчиков договаривается о покупке активов ЮКОСа, которые достались неизвестным фирмам
«Роснефть», похоже, будет единственным владельцем всех активов ЮКОСа, за исключением газовых. Как вчера заявил президент государственной нефтяной компании Сергей Богданчиков, он ведет переговоры
с владельцами «Праны» (купила здания и торговые дома ЮКОСа) о выкупе части купленных ею активов банкрота и
владельцами «Юнитекса» (купил сети АЗС ЮКОСа в Центральной России) о покупке этой компании. Таким образом, как в 2004 году при продаже «Юганскнефтегаза», активы ЮКОСа в конце концов попадают в «Роснефть». А потому можно смело предполагать, что за этими неизвестными компаниями, как в свое время и за «Байкалфинансгрупп», стоят «физические лица, но это лица, которые многие годы занимаются бизнесом в сфере энергетики» -- так в 2004 году Владимир Путин описал победителей аукциона по продаже «Юганскнефтегаза», которых кроме него практически мало кто знал. Если продавцы получат прибыль в результате сделок с «Роснефтью», то всю схему можно будет квалифицировать как вывод средств из государственной нефтяной компании в пользу владельцев этих загадочных компаний.
Сергей Богданчиков вчера рассказал в интервью каналу «Вести», что компания ведет переговоры с ООО «Прана» о выкупе активов ЮКОСа, приобретенных последней в ходе майского аукциона. Как известно, загадочная «Прана» победила «Роснефть» в трехчасовом сражении за лот с недвижимостью и московскими активами ЮКОСа, предложив ни много ни мало 100,09 млрд руб. (3,9 млрд долл.). Тогда эта сумма показалась «Роснефти» астрономической, и госкомпания выбыла из борьбы за эти активы. Как рассказал чуть позже г-н Богданчиков, «Роснефть» боролась не столько за 22-этажное здание на Дубининской улице, сколько за имущество, числящееся на балансе московских «дочек» ЮКОСа, а именно «несколько тысяч цистерн, несколько сот миллионов долларов наличных средств на счетах торгового дома, невозвращенный НДС в несколько сот миллионов долларов, дебиторскую задолженность свыше 1 млрд долл. и 500 тыс. тонн остатков нефтепродуктов на базах торгового дома». Вчера глава компании отказался уточнить, что именно из этого списка привлекло нефтяную компанию. «Мы считаем, что если нам удастся окончательно договориться с «Праной» о покупке того, чего мы хотим, это будет сделка с рентабельностью в пределах, принятой в нашей компании, -- загадочно сказал он. -- Мы намерены приобрести -- и не отступаем от своей линий -- значительную часть активов».
Не раскрыл г-н Богданчиков и того, с кем именно он ведет переговоры. «Мы ведем переговоры с владельцем или с топ-менеджерами «Праны», честно говоря, не особо интересуемся, кто они», -- цитирует его Интерфакс. При этом глава компании особо подчеркнул, что «Прана» -- независимая структура, у которой «Роснефть» выкупает часть бизнеса, а не ее саму, как это было в случае с «Байкалфинансгрупп». В свою очередь источник в «Роснефти» подчеркнул, что переговоры идут не на уровне генерального директора «Праны» Владимира Есакова, а с ее бенефициарами.
Но подобный подход -- покупка активов дороже, чем они стоили бы по результатам аукциона (ведь «Прана» вряд ли будет продавать активы себе в убыток) -- вызывает много вопросов. Однако «Роснефть» имеет задолженность в 34 млрд долл., и ей тяжело покупать активы задорого. Г-н Богданчиков вчера уже пожаловался на дороговизну активов, которые купила «Прана» на аукционе: «Только сам Торговый дом потянет больше чем на 1 млрд долл., плюс заправки в Москве и Московской области и ряд других активов».
Следует учитывать, что помимо «Праны» «Роснефть» в ближайшее время планирует купить компанию «Юнитекс», ставшую победителем аукциона по продаже сети заправок ЮКОСа. «Мы находимся в завершающей стадии переговоров с компанией «Юнитекс», и нам кажется, что это сделка может быть совершена в ближайшее время», -- сообщил г-н Богданчиков. «Роснефть» сама собиралась участвовать в этом аукционе, но в назначенный день ее представители так и не появились в зале торгов. А сразу же после аукциона компания заявила, что будет выкупать заправки, а свой отказ от участия в аукционе она объяснила непроверенностью финансовых потоков этих предприятий. Так что очевидно, что сделка будет завершена после того, как «Роснефть» как кредитор получит от конкурсного управляющего ЮКОСа Эдуарда Ребгуна причитающиеся ей более 10 млрд долл. Впрочем, в штабе г-на Ребгуна пока не сообщают, когда выплата будет произведена.