Совет Федерации на заседании в пятницу, как и ожидалось, утвердил в должности председателя нового следственного органа, создаваемого в связи с недавним принятием поправок в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и
закон «О прокуратуре РФ». За назначение главой следственного комитета замгенпрокурора
Александра Бастрыкина, кандидатуру которого внес президент Владимир Путин, проголосовали 137 сенаторов, двое воздержались, против не оказалось ни одного.
В качестве благодарности за оказанное доверие г-н Бастрыкин поделился планами по созданию новой системы, сделав при этом сразу несколько громких заявлений, в том числе предупредив сенаторов о том, что для создаваемого органа неприкасаемых фигур практически не будет -- полномочия СК позволят преследовать за преступления даже «так называемых лиц со специальным правовым статусом», в том числе парламентариев и кандидатов в президенты.
Сенаторы интересовались у замгенпрокурора, насколько реально создать новую структуру до 7 сентября, когда вступят в силу поправки, и не произойдет ли каких-либо сбоев в процессе реорганизации. Г-н Бастрыкин заверил, что работа будет вестись «энергично». Однако при этом не исключил, что на первоначальном этапе трудности все же будут. Правда, каких именно препятствий он опасается, замгенпрокурора не уточнил. До сентября замгенпрокурора будет временно исполнять обязанности руководителя следственного органа, и в этой должности ему предстоит создать правовую базу для деятельности нового комитета, утвердить его структуру, подобрать руководителей в центре и на местах. Кроме того, необходимо определить и штатную численность следователей, которые будут работать в СК. По словам г-на Бастрыкина, это примерно 6--7 тыс. человек.
Александр Бастрыкин также напомнил парламентариям, что СК будет заниматься расследованием уголовных дел, относившихся до сих пор к подследственности прокуратуры, то есть самыми тяжкими и «резонансными» преступлениями: убийствами, терроризмом, бандитизмом, должностными и воинскими преступлениями и т.д.
А после того как новая структура покажет себя, по мнению председателя СК, можно будет задумываться и о создании объединенной единой следственной структуры, куда войдут все следственные органы МВД, ФСБ, госнаркоконтроля и собственно СК при прокуратуре. «Если все пройдет естественным путем, это дело ближайших лет», -- убежденно сообщил сенаторам г-н Бастрыкин.
В завершение своего выступления председатель СК отметил, что новый орган продолжит начатые Генпрокуратурой расследования «наиболее значимых, резонансных дел», в том числе убийств экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко, отравленного в Англии в ноябре 2006 года, журналистки Анны Политковской, застреленной в октябре прошлого года в подъезде ее съемной квартиры. На расследование дела Литвиненко г-н Бастрыкин обратил особое внимание, посетовав на «недостаточную активность британских коллег», которые «отрабатывают только одну версию -- что Луговой является главным обвиняемым», тогда как российская прокуратура движется и в других направлениях. К примеру, следствие «не исключает причастности к отравлению Литвиненко Березовского, имеющего статус политического беженца Великобритании». По словам председателя СК, Генпрокуратура уже в ближайшее время надеется получить от российских экспертов «заключение по отравляющему веществу полонию в столь малом количестве, которое фигурировало в ходе этого расследования».