Президент Чечни Рамзан Кадыров начал процедуру приведения республиканской конституции в соответствие с федеральным законодательством. Вчера в Грозном прошло заседание конституционного собрания, которое в течение полутора часов одобрило несколько существенных поправок, касающихся способа замещения должности президента,
сроков полномочий президента и парламента, количественного состава народных избранников и списка административных районов, входящих в состав республики. Из перечня чеченских территориальных единиц вычеркнуты фактически не существующие Галанчожский, Чеберлоевский и Старо-Юртовский районы.
Действующая конституция Чечни была принята на референдуме в марте 2003 года, вскоре после окончания активной фазы боевых действий. В ее первой статье впервые с момента провозглашения независимости Чечни в 1991 году было зафиксировано, что республика является неотъемлемой частью Российской Федерации. Принятие нового основного закона фактически отменило сепаратистскую конституцию 1992 года и привело к тому, что избранный в 1997 году президент Аслан Масхадов, и так находившийся в подполье, окончательно утратил легитимность.
Когда осенью 2004 года президент России Владимир Путин объявил о переходе к новой системе формирования региональных органов власти и замене выборов губернатора на его утверждение региональным законодательным собранием по представлению главы государства, Чечня быстро оказалась единственным субъектом Российской Федерации, в которой избрание президента оставалось закреплено законодательно. Заминка с внесением поправки объяснялась тем, что в регионе не было парламента. Первый президент, избранный по конституции 2003 года в августе того же года,
Ахмат-хаджи Кадыров, погиб в результате теракта через девять месяцев после избрания. Следующим был избран Алу
Алханов, который ушел в отставку в феврале 2007 года.
Рамзан Кадыров, первый в новейшей истории России региональный лидер,
фактически унаследовавший власть от родного отца с санкции Кремля и с небольшим перерывом на «регентство» г-на Алханова, был утвержден депутатами -- парламент появился в республике лишь в ноябре 2005 года. Фактически назначение г-на Кадырова-младшего прошло в нарушение процедуры, предписанной чеченской конституцией, но в Грозном пояснили, что воспользовались принципом приоритета федерального закона и поправят основной закон задним числом.
Собственно, к
внесению поправок начали готовиться еще год назад -- в мае 2006 года, когда депутаты приняли закон о конституционном собрании. Именно оно правомочно вносить поправки в соответствующие главы конституции. Сначала собрание собирались созвать осенью 2006 года. Но в этот момент обострилось аппаратное противостояние президента Алханова и премьер-министра Кадырова. Судьба Алханова к тому моменту была, в общем-то, предсказуема. И, видимо, было решено, что принимать поправки будет сподручней уже постоянному, а не временному президенту.
Вчера собрание наконец было созвано. Помимо депутатов обеих палат парламента, президента, премьер-министра, верховного судьи Чечни и глав всех административных районов в него вошли представители общественности, отобранные по закону президентом. Все 125 членов собрания единогласно одобрили замену выборов президента на утверждение парламентом и продление срока полномочий президента и депутатов с четырех до пяти лет.
Депутатов теперь станет меньше. Авторы проекта конституции имели перед глазами пример Дагестана, в котором Госсовет был фактически второй палатой законодательного собрания, чем-то вроде регионального совета федерации. Но с 2003 года политические тенденции изменились, и в марте 2007 года
Дагестан выбрал первый в своей истории однопалатный парламент -- такой же, как во всех остальных российских регионах. В Чечне также будет упразднен совет республики, в который входит 21 человек. В новом составе парламента будет всего 41 депутат вместо нынешних 61. Новые правила будут применены только к следующему созыву чеченского законодательного собрания. Теоретически оно должно быть избрано в ноябре 2009 года, если нынешние депутаты не распространят на себя норму о продлении полномочий с четырех до пяти лет. Но существует вероятность и досрочного самороспуска нынешнего парламента.
Нынешний депутатский корпус, полностью лояльный президенту Кадырову, сохранит свои мандаты как минимум до 2 декабря этого года: в этот день принятые сегодня поправки будут вынесены на всенародное голосование. Хотя юридически вчерашнего решения конституционного собрания вполне достаточно для вступления поправок в силу, Рамзан Кадыров держит свое обещание и стремится согласовать реформу со своим народом: декабрьский референдум должен подтвердить доверие президенту, назначенному Москвой с согласия парламента.