Российскому авиапрому поставили задачу -- к 2015 году занять третье место в мире по производству гражданских и транспортных самолетов. Это ни много ни мало 10--12% мирового рынка. Пока доля России -- 1%. Такой ориентир был объявлен во время вчерашнего посещения первым вице-премьером Сергеем Ивановым Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
Визит был обставлен традиционно. Гость осмотрел стапель сборки самолета Ан-148, производство композитных материалов для российского авиалайнера для региональных перевозок «СуперДжет-100», посетил цехи сборки самолетов Ил-96-300 и Ил-96-400Т, гостю показали обтекатель пилона европейского А320, который делается на ВАСО.
«Стратегия развития ВАСО должна найти отражение в стратегии Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) на 2007--2015 годы, работа над которой сейчас заканчивается», -- сказал г-н Иванов. Собственно, интеграция ВАСО в Объединенную авиастроительную корпорацию и повышение загрузки мощностей предприятия и были главной целью визита в Воронеж.
Вчера же в Воронеже лизинговая компания «Ильюшин Финанс» подписала с российскими авиаперевозчиками четыре соглашения на 22 млрд руб. Речь идет о поставке по лизингу 21 самолета. Самый крупный контракт подписала авиакомпания «Аэрофлот-карго», купив в лизинг шесть грузовых Ил-96-400Т. Это крупнейший заказ на производство отечественной авиатехники.
Воронежская авиакомпания «Полет» приобрела десять региональных пассажирских самолетов Ан-148-100Е. Авиакомпания правительства Москвы «Атлант-Союз» берет в лизинг три Ил-96-400Т, «Эйробридж-карго» (входит в компанию «Волга-Днепр») -- два грузовых Ту-204С. Сергей Иванов, напомнив, что
накануне на авиасалоне в Ле-Бурже контрактов было подписано на полмиллиарда долларов, отметил: «В последние годы приходилось слышать, что
российский гражданский авиапром скорее мертв, чем жив. Готов с цифрами на руках доказать, что это не соответствует действительности или сильно преувеличено».
Правда, сам себя тут же и опроверг. Количество заказов на гражданские самолеты, по словам Сергея Иванова, растет как снежный ком, а самолетов пока нет. Чтобы избежать такой диспропорции, самолетостроителям нужно модернизировать производственную базу. Техническое перевооружение одного только ВАСО обойдется в 5,5 млрд руб. Поэтому первый вице-премьер положительно относится к приобретению российскими авиаперевозчиками зарубежных авиакомпаний, тем самым они «расчищают поляну для производителей техники». Он также позитивно относится к отмене пошлин на некоторые виды зарубежной авиатехники, не производящиеся в России.
В качестве примера он назвал продукцию «Аэробус» или «Боинг», подчеркнув, что никто не собирается закрывать Россию от международной кооперации, создавать какие-то «заповедные отрасли» внутри страны. Потому что если "закрыть", то планы сделать российский авиапром третьим в мире по производству гражданских и транспортных самолетов точно окажутся утопией.