Время новостей
     N°106, 21 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.06.2007
Водка cемантической очистки
В Европе закончились споры об истинности рецептов популярного напитка
Европарламент определил, что именно может называться водкой в границах Старого Света. Вечером во вторник европейские депутаты, как отмечает AP, «остановились в шаге» от того, чтобы полностью запретить употребление этого столь популярного и в России, и во многих странах мира слова из пяти букв на этикетках бутылок, в которых содержатся напитки из «нетрадиционного» для северной водки сырья -- то есть не из зерна или картофеля. «Южную версию» водки, спирт для которой готовится из других сельскохозяйственных культур -- например, свеклы, яблок или винограда, -- все же признали полноценной. Однако производителей обязали указывать все ингредиенты.

Как известно, такой универсальный напиток, как водка, тем и удобен, что на его производство может идти любой подручный материал: яблоки и виноград, тутовник и анис, а при отсутствии всего этого даже кокосовое молоко, орехи кешью или даже, как свидетельствует российский фольклор, табуретки. И именно это свойство позволило претендовать на столь популярный бренд не только странам с устоявшимися традициями производства водки, но и государствам, для которых традиционными являются совсем другие напитки.

Как уже сообщала газета «Время новостей», Финляндия, Польша, Швеция и примкнувшие к ним новички Евросоюза из Прибалтики не первый год добиваются введения строгих правил, которые эффективно защитили бы водочный рынок от проникновения конкурентов из «нетрадиционных стран». «Свыше 500 лет мы делаем водку из картофеля и зерна. Когда мы стали членами ЕС в 1995 году, нам пообещали, что водка будет иметь конкретное определение, точно так же как ром, как виски, как граппа. Мы не хотим, чтобы водка стала своего рода алкогольным мусорным бачком», -- разъяснял коллегам по Европарламенту финский представитель Александр Стабб. Однако северному лобби было противопоставлено давление со стороны таких авторитетных членов ЕС, как Испания и Великобритания, которые предлагали называть водкой «любой напиток, образующийся в результате получения питьевого спирта из любого сельскохозяйственного продукта». Понятно, что Великобритании, которая занимает сейчас второе место в мире после России по производству водки, хотелось защитить свои аналоги, производимые на основе патоки.

Споры с привлечением экспертов продолжались несколько лет и завершились в итоге неким подобием компромисса -- о любом отклонении от традиционного рецепта изготовления водки должно сообщаться на этикетке. Причем судьбу водки в Европе решила, можно сказать, третья сила. Как отметил еще один финский депутат Лэйсс Лехтинен, «это сражение пояса водки против винного пояса, но между ними лежит пояс пива, который и будет принимать решение». Кроме того, отдельное «определение» было вынесено по поводу некоторых фруктовых «водок с брендами». Если виноградная граппа и яблочный кальвадос уже прочно вошли в европейское сознание и называть их водками никто и не пытается, то теперь к «суверенным» напиткам была причислена группа новичков, среди которых чешская фруктовая сливовица и греческая анисовая узо.

По последним у «традиционалистов» вопросов, естественно, не было. А вот основным компромиссом скандинавы, похоже, не очень довольны -- ведь постановление Европарламента обошло стороной такой тонкий момент, как размер шрифта, которым потребителя должны предупреждать, что он имеет дело с продукцией из патоки или фруктов. Изначально финские депутаты предлагали вообще наложить запрет на использование названия «водка» для алкогольных напитков, которые не сделаны на основе исторических водочных рецептов, предлагая взамен термины вроде «спиртовой раствор». Однако, похоже, дебаты утомили даже самых яростных защитников исторической рецептуры. После голосования финский депутат Стабб признал, что сомнительное ограничение «уже лучше, чем прежде, когда определения водки не существовало вообще».

Для России эти филологически-алкогольные дебаты считаются полезными, так как после того, как Европа «определится с понятиями», название «водка» будет защищено законом ЕС как торговая марка. А приоритет России в ее производстве и «подлинности» даже не обсуждается.

Ирина БЕЛАШЕВА