В преддверии открывающегося сегодня в Брюсселе саммита ЕС Польша зарекомендовала себя в качестве самого бескомпромиссного члена европейской семьи, доставившего немало хлопот нынешнему председателю Евросоюза -- Германии. Варшава так и не сняла прошлогоднее вето на переговоры между Москвой и Евросоюзом по новому соглашению о сотрудничестве и партнерстве. А теперь Польша пригрозила заблокировать переговоры об общеевропейском конституционном договоре.
В окружении канцлера Ангелы Меркель говорят, что она ни на йоту не уступила требованиям Польши. По мнению немецких аналитиков, своими нападками на европейскую конституцию Варшава пытается отомстить Брюсселю за пассивную позицию, занятую в польско-российской ссоре. Как оценивают итоги немецкого полугодового председательства в ЕС в самой Германии? Об этом «Времени новостей» рассказал председатель комитета по внешней политике бундестага Германии Рупрехт ПОЛЕНЦ.-- Если нынешний саммит ЕС провалится по вине Варшавы, то итоги немецкого европредседательства окажутся не столь впечатляющими...-- В отношении «провала» не стоит спешить с выводами. Немцы говорят в таких случаях -- не видавши вечера и хвалиться нечего. Многое будет зависеть от того, к каким компромиссам удастся прийти участникам саммита в Брюсселе. Мы сохраняем оптимизм.
-- Чего добилась Германия за время председательства?-- Безусловный успех -- прошедший в марте энергетический саммит ЕС. На нем удалось договориться о совместных целях по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу. Общая позиция европейцев привела к прорыву на саммите «большой восьмерки» в Хайлигендамме под председательством Германии. США заявили там о готовности участвовать в выработке соглашения, которое придет на смену Киотскому протоколу. Согласованы позиции по ядерной программе Ирана и статусу Косово. Другой важный итог -- достижение консенсуса в отношении энергетической безопасности и надежности энергоснабжения всех 27 стран -- членов ЕС.
-- Подход Польши к проблеме европейской конституции поставил нынешний саммит на грань провала. Неужели Варшава пытается перекроить объединенную Европу по своей модели?-- Польша как важная страна ЕС отстаивает свои интересы, и это вполне законно. Важно, чтобы она продвигала эти интересы не с помощью права вето, а путем конструктивного сотрудничества в выработке общей позиции ЕС. На это и были направлены усилия Германии и ряда других стран. Нынешний саммит покажет, насколько нам удалось убедить поляков.
-- Каково ваше отношение к опасениям Варшавы по поводу возможной «германизации» Европы?-- Посмотрите на историю Европы последних двух веков. Польша была сдавлена большими соседями, в 1939 году поделена Сталиным и Гитлером, она подверглась нападению нацистской Германии. Прошлое и ныне порождает страхи, и к этому следует относиться с пониманием. Берлин прилагает особенно много сил, проводя тесные и интенсивные консультации с Варшавой. Мы были бы рады, если бы и Москва пыталась рассеять польские опасения с помощью соответствующей политики.
-- Вы имеете в виду дискуссию вокруг запрета на ввоз польской сельхозпродукции в Россию?-- Спор о поставках польского мяса -- это не двусторонняя проблема Москвы и Варшавы, а проблема Москвы и Брюсселя, ведь торговые отношения отдельных стран ЕС находятся в компетенции Еврокомиссии. Сводить все в этом споре между ЕС и Россией к ветеринарным вопросам неправильно, Польша экспортирует мясо во многие другие страны, и никаких нареканий нет. Надеюсь, что оправдается поступивший на днях сигнал, что в ближайшее время спор будет улажен. Ведь это условие для начала переговоров по новому соглашению о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и Россией.
-- Российские политики связывали с председательством Германии в ЕС позитивные ожидания. На деле отношения между ЕС и Россией стали еще холоднее...-- Причин несколько. ЕС и России не удалось начать переговоры по новому соглашению о сотрудничестве. Были трения в связи с газовым конфликтом с Украиной, а позже -- по поводу нефти с Белоруссией. Озабоченность ЕС вызывают и политические события внутри России. Речь об ограничениях на деятельность неправительственных организаций и отсутствии возможностей, в первую очередь у телеканалов, давать критические и независимые материалы. Когда в России готовился закон о неправительственных организациях, нас уверяли, что на самом деле все будет не так плохо. На практике вышло как раз наоборот. Допускаю, что не оправдались и некоторые надежды России. Фактом остается то, что ЕС -- важнейший торговый партнер России, их сотрудничество обоюдовыгодно, и в наших общих интересах делать на этом направлении существенно больше, чем делается сейчас.
-- Начнутся ли в обозримом будущем переговоры по новому базовому соглашению между ЕС и Россией?-- Шансы, бесспорно, есть, как и насущная необходимость поднять наши отношения на современный уровень. Многие положения прежнего соглашения за десять лет устарели, поэтому в его автоматической пролонгации не слишком много толка. Было бы правильным в скором времени начать диалог по новым реалиям. Россия должна помочь европейцам в разрешении проблем, груз которых лежит главным образом на наших плечах. Имею в виду вопрос о статусе Косово. Мы с озабоченностью видим, что Россия, хотя она и формулирует свои возражения очень осторожно, настроена весьма скептически в отношении предложений спецпредставителя генсека ООН по Косово Мартти Ахтисаари. Тем самым Москва провоцирует процессы, которые никому не пойдут на пользу. Ведь одностороннее объявление независимости Косово вызовет цепную реакцию подобных явлений в ряде мусульманских государств, да и не только там. Это был бы прецедент, который никому не нужен. Позиция, которую Москва займет по этому вопросу, в известной мере станет показателем отношений России с ЕС.