Россияне хотят сохранить выборность власти, но не верят в способность выборов влиять на власть
Имеет ли какое-либо отношение к настроениям в народе оживление на политическом Олимпе, связанное с грядущими федеральными выборами в России? Выборам народ нужен, но нужны ли выборы народу?
А вдруг большинство останется равнодушным и проигнорирует выборы, решив, что все равно их голоса ни на что не влияют? Что тогда?
Ответить на эти вопросы с помощью россиян взялся Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), чтобы понять,
насколько важным представляется россиянам существование в нашем обществе выборности органов власти. Оказалось, что большинство россиян хотят сохранить выборы как способ влияния на власть, но не считают, что в нынешней ситуации такой способ влияния эффективен. Однако полная политическая апатия и крайне низкая явка избирателей на выборы России пока не грозят.
Лишь пятая часть опрошенных, а точнее, 21% россиян считают, что от обычных избирателей зависит, кто придет к власти и какая будет проводиться политика. Треть респондентов (32%) убеждена: от их голоса практически ничего не зависит, все главные решения будут приняты без них. Большинство (42%) близки к этой точке зрения, но не столь категоричны: от участия народа в выборах кое-что зависит, хотя и очень немногое.
Но не забудем: дело происходит в России, а значит, не все так просто. Так вот, независимо от того, влияют их голоса на что-либо или не влияют, ровно три четверти опрошенных (75%) отмечают важность для российского общества принципа выборности органов власти. Несогласное с этим меньшинство составляет всего 18% опрошенных.
Стало быть, выборы состоятся при любой политической погоде: российский дисциплинированный избиратель несмотря ни на что к урнам придет и голоса отдаст.
Если анализировать возраст, материальное положение и образовательный уровень опрошенных, то, судя по всему, в первых рядах на избирательные участки придут высокообразованные и материально обеспеченные молодые люди. В это трудно поверить после многолетней привычки к засилью на этих самых участках малообеспеченных старушек, однако цифры говорят определенно: в группе сторонников участия в выборах лиц от 18 до 24 лет -- 82%, то есть даже больше, чем в обычно самой законопослушной группе от 60 и выше (72%). С прибавлением возраста, снижением образовательного уровня и материального благосостояния готовность голосовать понижается. «У молодежи еще не так много опыта. Предыдущие поколения за кого только не голосовали. У них уже есть опыт разочарований. Другое дело, насколько большая вера молодежи в полезность голосования носит теоретический характер. Многие молодые люди при этом совершенно не собираются идти на выборы», -- так объяснил эту ситуацию «Времени новостей» заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Больше всего сторонников выборности органов власти среди приверженцев «Единой России» (86%). «Справедливая Россия» -- на втором месте (79%), далее идут ЛДПР (75%) и КПРФ (74%). Те респонденты, которые одобряют деятельность Владимира Путина в качестве президента страны, в большинстве своем полагают значимым и сам институт выборов (79% против 14). И наоборот: те, кто ее не одобряет, ставят невысоко и избирательную систему (58% против 34).
Причем среди респондентов, одобряющих деятельность Владимира Путина, преобладает уверенность в том, что простые избиратели могут повлиять на власть и политический курс (69% против 28). Противники президента в столь идиллическое будущее верят плохо (в соотношении 59% против 39). «Это тоже вполне объяснимо, -- считает г-н Макаркин. -- У тех избирателей, которые голосуют за президента, есть свой кандидат. Они удовлетворены своим выбором и считают, что в успехе президента есть и их роль. Но у нас есть большой дефицит предложения на рынке оппозиции. Хотя есть спрос. Те фигуры, которые предлагаются, -- лидер «Яблока» Григорий Явлинский, председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов -- это люди из 90-х годов. Они все меньше удовлетворяют оппозиционную часть электората. Поэтому оппозиционный электорат растерян, не понимает, что происходит. Вроде на горизонте появлялись какие-то фигуры -- Сергей Глазьев, Дмитрий Рогозин, но потом они куда-то исчезали».
«Условные сторонники Путина и «Единой России» считают, что поскольку власть все равно не поменяется, но закрепляется и легитимизируется через выборы, то это как раз и есть способ повлиять на ситуацию, оставив ее такой, какая она есть. А те, кто недоволен ситуацией, имеет претензии к руководству -- к «Единой России» и президенту, понимают, что, хоть они на уши встанут, пробить эту стену им не удастся, -- считает президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. -- Они уверены, что выборная система выродилась, что это сманипулированная процедура, их голоса все равно никак не отразятся на результате и власть не позволит в политической системе появиться людям с альтернативной точкой зрения».