Время новостей
     N°102, 15 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.06.2007
Телесные наказания
Конституционный суд рассмотрит вопрос о законности тайного захоронения террористов
Конституционный суд (КС) России вчера начал обсуждать посмертную судьбу террористов. Поводом к проверке положений закона «О погребении и похоронном деле» стала жалоба родителей молодых людей, убитых 13--14 октября 2005 года во время нападения боевиков на Нальчик и записанных в террористы. Кунак Гузиев и Елена Кармова оспаривают норму, запрещающую выдавать тела погибших террористов их родственникам. Жалобщики утверждают: данная санкция, появившаяся после серии громких терактов, применяется не только к преступникам, но и к подозреваемым или даже к неидентифицированным телам. А это не что иное, как нарушение принципа презумпции невиновности. В их случае имеет место именно такая коллизия -- суд в Нальчике еще не вынес приговор по делу о теракте, соответственно и нельзя утверждать, были ли убитые Гузиев и Кармов террористами.

Заседание по делу, обещающему быть весьма резонансным, поскольку о нем уже знают и в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), началось с небольшой заминки. Сами заявители в Москву к началу слушаний приехать не успели, а представитель правительства в КС Михаил Барщевский и вовсе предложил перенести процесс. В его ходатайстве речь шла о том, что суду еще лишь предстоит «проверить факт участия тех или иных лиц в совершении теракта». Причем, вердикта из Нальчика придется ждать долго -- около 60 обвиняемых пока только знакомятся с материалами дела. Посему КС заниматься этим вопросом преждевременно и нецелесообразно -- «недостаточно известно правовых оснований по этому спору». Представитель Госдумы в КС Елена Мизулина сочла доводы представителя правительства вполне здравыми.

Члены КС удалились на совещание, после которого председатель суда Валерий Зорькин не обнаружил в зале уже самого г-на Барщевского, который куда-то вышел. Глава КС, который не раз упрекал представителя правительства в суде в склонности к политической деятельности в ущерб профессиональным обязанностям, не упустил возможности отметить этот факт и объявил перерыв до 14.00. К этому времени должны были подъехать и жалобщики. Возобновив заседание, г-н Зорькин первым делом отклонил ходатайство г-на Барщевского, и суд вернулся к рассмотрению дела по существу.

Это уже вторая попытка гг. Гузиева и Кармовой пробиться в высшую судебную инстанцию. Весной прошлого года суд отклонил аналогичную жалобу, признав ее недостаточно обоснованной. Сейчас ситуация изменилась, среди прочего, видимо, и потому, что параллельно с обращением в российские суды родственники погибших в Нальчике атакуют и международные инстанции -- первое заявление в ЕСПЧ поступило еще в ноябре 2005 года. Адвокаты заявителей настаивают на том, что, отказываясь выдать тела убитых, Россия попирает Европейскую конвенцию о защите прав человека. В феврале нынешнего года из Страсбурга в Москву поступил запрос: ЕСПЧ потребовал предъявить итоги расследования событий в Нальчике. Через четыре месяца пришел официальный ответ уполномоченного РФ при Страсбургском суде, который во многом и спровоцировал новое разбирательство в КС. В нем в числе прочего сообщалось, что тела 95 террористов, уничтоженных в Нальчике, были кремированы 22 июня 2006 года. Место их захоронения остается неизвестным. И сейчас родные среди прочего надеются добиться хотя бы разрешения увидеть место захоронения, что по действующему закону тоже не положено.

«Спор о телах» в КБР начался сразу же, как утихли автоматные очереди. 13 октября 2005 года несколько отрядов боевиков численностью около 200 человек атаковали здания основных силовых ведомств в Нальчике. Бои в городе продолжались более суток. В них, по официальным данным, погибли 35 сотрудников спецслужб и 12 мирных жителей. Потери со стороны боевиков составили 94 человека, взять живыми удалось 69 мятежников.

По словам очевидцев, в течение двух дней после нападения, 14--15 октября, тела убитых лежали на улицах города. Затем их свезли в вагон-рефрижератор на старом хоздворе базы ОМОНа, где голыми свалили в одну кучу. Родные были вынуждены во время опознания ходить по трупам.

С тех пор возмущенные родственники убитых (в основном матери и жены) ежемесячно в пикетах осаждают Дом правительства КБР, здания прокуратуры и МВД. Сначала прошения с просьбой выдать тела для захоронения были направлены президенту РФ. После того как на все обращения родные получили отказ, запрос о признании запрета на выдачу тел несоответствующим Основному закону поступил и в КС.

Речь в нем идет о ст. 14.1 федерального закона «О погребении и похоронном деле» и утвержденном правительством в 2003 году Положении №164 «О погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенной ими террористической акции». Спорные нормы запрещают выдавать тела погибших террористов их родственникам. По мнению Кунака Гузиева и Елены Кармовой положение о погребении террористов нарушает конституционное право на свободу религии, которое включает в себя возможность хоронить родных и близких по религиозным канонам. Кроме того, родные возмущены тем фактом, что еще год назад тела были кремированы.

Представляющая интересы заявителей адвокат Лариса Дорогова вчера в очередной раз отметила, что «по закону «О погребении и похоронном деле» тела не выдаются, но они хоронятся, а не сжигаются». «У нас не было даже желания приезжать в Москву, что-то доказывать. Но пусть это дело послужит уроком для других. Правды мы будем добиваться уже в Евросуде», -- сказала адвокат.

В свою очередь, выступая в КС, все представители органов госвласти расценили спорные нормы как «профилактику террористической деятельности» и заявили об опасности превращения могил террористов в культовые места. Так, представитель МВД Надежда Тузлукова рассказала, что в свое время на месте захоронения Джохара Дудаева был установлен мемориальный камень, около которого проводились обряды и «давались клятвы, что его дело будет продолжено».

Представитель Совета Федерации в КС Елена Виноградова также поддержала силовиков, хотя ее доводы отчасти противоречили их позиции. Она напомнила, что ст. 55 Конституции допускает ограничение прав и свобод граждан в целях «защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства». Но, кроме того, г-жа Виноградова подчеркнула, что у умершего лица, в выдаче тела которого отказано родственникам, сохраняется право на реабилитацию. «Дело в отношении умершего может не прекращаться и быть продолжено в целях его реабилитации», -- сказала г-жа Виноградова, отметив, что, таким образом, отказ в выдаче тела не может расцениваться как мера наказания. Решение по данному делу КС примет в течение месяца.

Татьяна ГРИЦЕНКО, Михаил МОШКИН