Российские сенаторы проголосовали за создание в Чечне института мировых судей. Глава комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков согласился с авторами законопроекта, внесенного в Федеральное Собрание еще весной: по его подсчетам, в Чеченской Республике живет около 1,16 млн человек, и по федеральному закону это означает, что в регионе может быть от 51 до 78 судебных участков. В Чечне будет создано 66 участков, хотя изначально она просила 75. Финансироваться мировые судьи будут из федерального бюджета. «Принятие этого закона создаст необходимые условия для реального и свободного использования каждым заинтересованным лицом конституционного права на судебную защиту», -- отметил г-н Лысков.
В России институт мировых судей был законодательно воссоздан в конце 1990-х годов,
первый мировой судья в Москве начал свою работу в феврале 2002 года. В Чечне в тот период еще шли активные боевые действия, хотя восстановление российской судебной системы на этой территории уже началось. Работа велась практически с нуля, поскольку за годы фактической независимости Чечни на этой территории была создана своя система правосудия, в корне отличающаяся от российской. Окончательно деформировало чеченскую юстицию введение шариатских судов, по сути отвергших светское судопроизводство и базировавшихся на религиозных нормах. Шариатские суды выносили приговоры о публичных телесных наказаниях и даже расстрелах, но в то же время рассматривали имущественные тяжбы и сложные семейные ситуации. У части жителей Чечни появилось ощущение, что такой суд доступнее и эффективнее привычного районного народного с его бюрократией и очередями в приемной.
Но с началом второй войны Россия стала воссоздавать светское правосудие. В ноябре 2000 года
формально воссоздали суды общей юрисдикции, которым в первые годы зачастую было просто негде работать.
Судейский корпус первоначально формировался из отставных судей, которым председатель Верховного суда России вернул полномочия своим приказом по согласованию с Высшей квалификационной коллегией. Сейчас районные суды функционируют в Грозном и во всех административных районах, в них трудится 65 судей, назначенных, как и положено по закону, указом президента России. Этого, по словам главы республиканского Верховного суда Зиявди Заурбекова, явно недостаточно -- потребности Чечни примерно в полтора раза больше. В мае этого года президент Чечни Рамзан Кадыров подверг критике работу чеченских судей, но диалог двух властей вышел несколько странным: президент упрекнул судей за то, что те выносят обвинительные приговоры невинным людям, а судьи пожаловались на некомплект.
Кроме обычных судов в Чечне есть и военный -- гарнизонный суд Грозного. В 2003 году был восстановлен арбитражный суд республики, а в 2006-м, после избрания парламента, -- конституционный. С конституционным судом возникла целая интрига: тогдашний президент республики Алу Алханов хотел видеть главой КС своего давнего соратника по службе в милиции Ахмеда Эльмурзаева, а премьер-министр Рамзан Кадыров настаивал на назначении Магомеда Вахаева. В итоге парламент, контролируемый г-ном Кадыровым, кандидатуру Эльмурзаева так и не утвердил, а когда в феврале 2007 года Алу Алханов ушел в отставку, конституционный суд возглавил г-н Вахаев.
Теперь для полноценного восстановления судебной системы Чечне не хватает суда присяжных. Предполагалось, что коллегии присяжных появятся в этом регионе в 2007 году, однако позднее Госдума решила отложить победу судебной демократии еще на три года -- по той причине, что в республике еще не полностью восстановлены органы местного самоуправления. Федеральные парламентарии прислушались к мнению части экспертов, которые открыто предостерегали, что в условиях Чечни коллегии присяжных могут стать, к примеру, орудием кровной мести или ухода преступников от уголовной ответственности. Ведь у каждого из присяжных есть многочисленные родственники, на которых можно оказать давление, если не удастся запугать, коррумпировать или по-семейному убедить самого участника коллегии.
В соседней Ингушетии президент Мурат
Зязиков в 2005 году вообще предлагал временно ликвидировать институт присяжных. Тогда стали известны факты оправдания присяжными боевиков, которые впоследствии вновь участвовали в терактах, в частности в захвате заложников в североосетинском Беслане в сентябре 2004 года. Инициатива г-на Зязикова, однако, не нашла поддержки: выделять Северный Кавказ в отдельное судебное производство с учетом местной этнической и религиозной специфики, как это делалось в Российской империи, современная Россия, похоже, не собирается.