Сегодня в Санкт-Петербурге начинает работу XI Петербургский экономический форум. Этому мероприятию, по амбициозным замыслам его организаторов, предстоит затмить и Российский экономический форум в Лондоне, и форум в Давосе, да и вообще стать событием номер один в экономической жизни страны.
Скорее всего так оно и произойдет. По слухам, накануне лондонского форума, который проходил в апреле, чиновникам и бизнесменам рекомендовали туда не ездить, а решать свои проблемы внутри страны -- как раз на питерском форуме. Было ли такое указание на самом деле, сказать сложно, однако последний форум в столице Великобритании действительно оказался абсолютно пустым. Видимо, обидевшись за это, в Питер отказалась приехать делегация лондонской биржи London Stock Exchange.
К слову, хотя Петербургский экономический форум по счету уже одиннадцатый, заметным событием для страны он стал лишь в прошлом году, когда его организацию поручили Министерству экономического развития, а на открытии выступил лично Владимир Путин.
Впрочем, в эти дни в Питер съедется, без преувеличения, вся Россия и половина мира. На форум приедут президент Путин, почти все члены российского кабинета министров, ведущие экономисты и бизнесмены. Ожидается, что в заседаниях примет участие порядка пяти тысяч человек. Причем все крупные компании мира будут представлены первыми лицами. Для них это возможность лично встретиться с российскими чиновниками, отвечающими за экономическую политику. Некоторым из бизнесменов даже удастся пообщаться с Владимиром Путиным.
Президент вообще намерен принять самое активное участие в работе форума. Он выступит со специальным докладом. Кстати, места в зале гарантированы только для тех, кто приобрел спонсорский пакет. «Простые» участники встречи будут слушать трансляцию. Кроме того, 10 июня
Владимир Путин проведет в Петербурге неформальный саммит стран СНГ, примет участие во вручении премии «Глобальная энергия» и откроет выставку инвестиционных проектов.
Первый день работы форума будет посвящен России. Организаторы хотят провести дискуссию, посвященную будущему страны. Причем не вопросам цен на нефть или динамике экспорта, а обсуждению социально-экономических моделей развития России. Ключевое пленарное заседание носит название «Россия. Сценарии-2020». Свое видение проблемы представят три основных докладчика -- первый вице-премьер Сергей Иванов, бывший глава Всемирного банка, ныне председатель консультационного совета «Ситигруп» Джеймс Вулфенсон и бывший и.о. премьер-министра России, директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар.
Второй день объявлен международным. Пленарное заседание называется «Конкурентоспособная Евразия -- пространство доверия». С ключевым докладом выступит Владимир Путин. Организаторы предлагают обсудить фантастическую тему интеграции Евросоюза и СНГ. Кстати, как раз в этот день пройдет и неформальный саммит глав СНГ.
Кроме того, на протяжении всех дней будет действовать выставка
инвестиционных проектов. Суммарный объем контрактов, которые будут подписаны в рамках форума, может достигнуть 4 млрд долл. Такой оптимистический прогноз накануне сделал заместитель министра финансов России Сергей Сторчак.
Впрочем, первое инвестиционное соглашение подписано еще до официального открытия форума. Японский автомобильный концерн «Судзуки» построит завод по производству джипов «Гранд-Витара» и седанов SX4 по соседству
с заводом «Тойоты». Инвестиции в строительство завода, который будет выпускать 30 тыс. автомобилей в год, составят 3 млрд руб. Таким образом, Санкт-Петербург, по словам министра экономического развития Германа Грефа, становится «российским Детройтом в хорошем смысле этого слова». Тем более что губернатор Петербурга Валентина Матвиенко не намерена останавливаться на достигнутом и рассчитывает привлечь в регион еще несколько мировых автопроизводителей.
Герман Греф поблагодарил японцев за то, что свой 24-й завод «Судзуки» построит именно в России, однако предложил подумать о том, как удешевить производство. По его мнению, у россиян наиболее востребованы автомобили в ценовой категории от 10 до 20 тыс. долл. Предлагаемые же концерном модели стоят как минимум на треть дороже.
Режим промсборки, в котором «Судзуки» будет собирать свои автомобили, по словам г-на Грефа, уже привел к тому, что производство автомобилей растет в два раза быстрее, чем промышленное производство в целом. Правда, после вступления в ВТО заключать такие соглашения Россия уже не сможет. Впрочем, переговоры по этой непростой проблеме пока продолжаются и продолжатся, по словам главы МЭРТ, по крайней мере до конца осени. А потому в ближайшее время, убежден г-н Греф, будет заключено еще несколько соглашений с автомобилестроителями.