Неважные родители лучше, чем их отсутствие, а любая форма семейного устройства имеет право на существование в России. Именно таким принципом намерены руководствоваться российские власти при решении проблем безнадзорности, заявил вчера первый вице-премьер Дмитрий Медведев. «Мы должны использовать все приемлемые варианты -- от более эластичных форм до полноценных, от патроната до усыновления и удочерения», -- декларировал он на Всероссийском совещании по работе органов госвласти в сфере социального развития и реализации приоритетных нацпроектов.
Проблемы патроната первый вице-премьер коснулся не случайно. В последние дни
между правозащитниками и депутатами Госдумы развернулась нешуточная дискуссия по поводу этой формы надзора за детьми, оставшимися без попечения родителей. Законодатели патронат не жалуют, а правозащитники и некоторые работники детских домов опасаются, что государство и вовсе откажется от этой методики работы, приносящей довольно неплохие результаты.
При патронате детдома преобразуются в своего рода «социальные комбинаты», которые помогают решать проблемы приемных родителей при поиске ребенка, усыновлении, адаптации и воспитании. Передаваемый в семью ребенок до совершеннолетия остается под постоянным контролем психологов и социальных работников.
И по такой схеме уже устроена не одна сотня маленьких сирот. Однако в тексте разработанного и недавно внесенного в Госдуму законопроекта «Об опеке и попечительстве» слова «патронат» не значится, что дало основание детским правозащитникам, родителям и воспитателям полагать, что депутаты не согласны с таким подходом к решению проблем безнадзорности.
Вчерашнее выступление г-на Медведева показало, что он в курсе этой дискуссии. «Нам нужно окончательно определиться, нужна нам патронатная семья или нет. И если мы считаем, что это действенный институт и у него есть место в существующей системе семейного устройства, тогда это нужно отразить на верхнем уровне -- в Семейном кодексе, с тем чтобы это спустилось вниз до самого исполнения в муниципалитетах», -- отметил первый вице-премьер.
Также Дмитрий Медведев заявил о необходимости законодательно поправить механизм лишения родительских прав. По его мнению, сегодня он «предельно жесткий и прекращает все семейные отношения в полном объеме, включая алиментные обязательства». «Нам нужно разобраться в этой теме, -- отметил первый вице-премьер, -- правовые конструкции должны соответствовать социальным реалиям, а не находиться в пространстве, сформированном в 20--30-е годы». Дмитрий Медведев считает, что лишение родительских прав должно «сохраниться в нашем законодательстве, но нам всем нужно подумать, как этот институт будет выглядеть в будущем». Первый вице-премьер считает, что этот институт необходимо дополнить новым содержанием, с тем чтобы он выполнял не только карательные, но и стимулирующие функции.
В свою очередь представлявшая депутатский корпус глава комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова, которой и принадлежит авторство законопроекта «Об опеке и попечительстве», не упустила повода подвергнуть критике исполнительную власть. По ее мнению, чиновники среднего и низшего ранга тоже виноваты в том, что
существующая система устройства сирот в России, мягко говоря, не слишком эффективна. «Взять в свою семью ребенка хотят 12 тыс. российских граждан, но не могут этого сделать. Дело не в бюрократических препонах, а в отсутствии заинтересованности на местах, неэффективной работе органов опеки и попечительства», -- подчеркнула г-жа Лахова. По ее словам, существуют специальные базы данных о российских семьях, готовых взять на воспитание ребенка-сироту, и о детях, находящихся в социальных учреждениях. Однако координации между этими региональными информационными базами нет.