Главное следственное управление (ГСУ) при ГУВД Москвы, как стало известно «Времени новостей», закончило расследование скандального
уголовного дела владельцев антикварного салона «Русская коллекция» Татьяны и Игоря Преображенских, в свое время буквально «обрушившего» рынок антиквариата. Их обвиняют в торговле поддельными картинами под видом полотен известных русских художников ХIХ века, хищении предметов, имеющих особую ценность, а также в уклонении от уплаты налогов на 6 млн руб. Сами антиквары вины не признают, заявляя, что дело против них сфабриковано. По их мнению, их преследуют с подачи бизнесмена Валерия Узжина, проходящего по делу потерпевшим, дабы «замять» другое расследование, в котором он сам мог быть подозреваемым, а г-жа Преображенская -- потерпевшей.
Дело против супругов Преображенских было возбуждено Следственным комитетом (СК) при МВД в сентябре 2005 года по заявлению владельца сети автосалонов «Элекс-Полюс» Валерия Узжина, решившего заняться коллекционированием. Он утверждал, что еще в 2004 году приобрел в галерее Преображенских пять поддельных картин русского передвижника Киселева, в том числе и полотно «На берегу реки». В подтверждение своих слов бизнесмен предоставил заключение независимой экспертной фирмы «Арт-Консалтинг». Антиквары же заявили, что пали жертвами заговора Узжина, тогда как сами от него пострадали. Тем не менее в конце прошлого года дело было передано из СК в ГСУ «как не представляющее особую значимость», а в марте материалы передали на ознакомление обвиняемым и их адвокатам.
По версии следствия, в 2004--2005 годах Преображенские, вступив в сговор с неким Дмитрием Кутейниковым, известным в антикварных кругах под кличкой Дима-Бык, закупали на зарубежных аукционах картины европейских художников XIX века, которые по манере письма схожи с произведениями русских классиков, но в десятки раз дешевле. Так, по данным следствия, Кутейников за 20 тыс. долл. на датском аукционе Brunn Raasmussen приобрел два полотна датского художника Януса Ла Кура и картину Андреаса Лундби. Их переправили в Москву, где немного «дорисовали», подделав подписи русских живописцев, приложили фальшивую экспертизу Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря (ВХНРЦ) и продали г-ну Узжину за 450 тыс. долларов.
СК назначил новую комплексную экспертизу с привлечением специалистов Третьяковской галереи и НИИ реставрации. В итоге подделками были признаны три из пяти картин -- якобы работы Киселева и Орловского, а также медная скульптура «Башкир. Ветрено» (ее выдавали за работу известного скульптора XIX века Евгения Лансере) и серебряное основание для конфетницы, которое продали коллекционеру как изделие фабрики Николая Немирова-Колодкина. Всего же, по словам г-на Узжина, через «Русскую коллекцию» он приобрел 34 произведения искусства примерно на 1 млн долл., из которых «почти половина оказалась подделками».
Также следствие "вскрыло еще один факт преступной деятельности Преображенских» -- продажу ими в марте 2005 года г-ну Узжину за 800 тыс. руб. эскиза картины-плафона Константина Маковского «Обнаженная с тамбурином» (признан подлинником). Как следует из материалов дела, антиквары, узнав, что бизнесмен отдал эскиз в багетную мастерскую, якобы позвонили коллекционеру и под предлогом проведения дополнительной экспертизы за свой счет попросили г-на Узжина разрешить забрать эскиз. Но, как полагает следствие, обвиняемые не собирались отдавать рисунок на экспертизу, а пытались его еще раз перепродать. Но в галерее в Армянском переулке отказались принять его к продаже. Примечательно, что сыщики эскиз так и не нашли, но предъявили антикварам обвинение в хищении предметов, имеющих особую культурную и историческую ценность.
Следствие утверждает, что владелица галереи также не заплатила налоги с проданных произведений искусства. По их данным, продав в 2004 году г-ну Узжину за 600 тыс. долл. картину Шишкина «Мерекюль» и за 300 тыс. долл. полотно Айвазовского «Трагедия армян на Мраморном море» (обе признаны подлинными), она не уплатила в казну более 6 млн. рублей.
В конце октября 2005 года Татьяна и Игорь Преображенские были арестованы, а через год суд изменил им меру пресечения на подписку о невыезде.
Г-н Узжин в разговоре с корреспондентом "Времени новостей" отметил, что собранных по делу доказательств «более чем достаточно, чтобы засадить г-жу Преображенскую на длительный срок». «Я еще в суде заявлю иск за причиненный мне моральный вред. Рад, что Преображенскую исключили из антикварного сообщества и она больше никому не сможет продать фальшивые картины».
Сама г-жа Преображенская продолжает настаивать на невиновности и на том, что это она оказалась потерпевшей. «Узжин и Преображенская были деловыми партнерами. А когда Татьяна Михайловна захотела открыть свою галерею, он обманул ее -- деньги и дорогостоящую иномарку взял, а обещанное помещение для галереи она так и не получила, -- рассказал ее адвокат Владимир Жеребенков. -- Г-жа Преображенская написала заявление в УВД Центрального округа. Именно поэтому Узжин, видимо, желая ей отомстить, обвинил ее в продаже фальшивых картин». Оба уголовных дела -- и по заявлению Узжина, и по заявлению Преображенской -- в итоге оказались в ГСУ. И если первому был дан ход, то второе месяц назад закрыли «за отсутствием состава преступления».
Что касается соучастника продажи подделок Кутейникова, то следствию его найти пока не удалось (предполагается, что он скрывается за границей). Хотя именно его следовало бы считать ключевой фигурой дела, а его поимка могла бы прояснить многие спорные вопросы. Г-н Узжин отрицает свое знакомство с этим человеком, но согласен с версией следствия, что именно он закупал картины европейских художников, которые потом подделывались. Преображенские утверждают, что тоже никогда в глаза не видели Кутейникова, но то, что он каким-то образом причастен к аферам с картинами, и им кажется правдоподобным. «Преображенская ни в чем не виновата. Она не продавала Узжину никаких подделок, -- заявил адвокат Владимир Жеребенков.-- Он сделал это сам, возможно, при посредничестве того же Кутейникова. При этом, поскольку он постоянно бывал в галерее Преображенской, не исключено, что он мог сам взять необходимые бланки, которые оформляются на картины, и вписать туда ее имя. А сам факт продажи так и остался недоказанным, поскольку никаких документов об этом нет». Кроме того, защита намерена ходатайствовать о проведении повторной экспертизы спорных картин. «Эксперты установили, что изменения в полотна вносились не менее 50 лет назад. Но когда именно -- 30 или пять лет назад, непонятно. А ведь от этого зависит, могла ли Преображенская иметь к этому отношение. Кстати, определить точную дату подделок просили все -- и обвиняемые, и Узжин», -- сказал г-н Жеребенков.