Пресс-служба правительства России в минувшую пятницу сообщила о подписании постановления «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ». В нем официально закрепляется идея чиновников о равнодоходности с 2011 года поставок газа, добываемого «Газпромом» и его аффилированными лицами, на внутренний и внешний рынок. А обязанности по разработке и утверждению формулы цены, по которой газ будет поставляться через четыре года, возлагаются на Федеральную службу по тарифам. Пока это сделать не удается. Во-первых, из-за того, что ее просто сложно составить физически, поскольку
нет понятной и прозрачной «внешней» цены на газ. Во-вторых, из-за противоречий «Газпрома» и основного потребителя газа в лице РАО «ЕЭС России», которые не могут договориться об условиях заключения долгосрочных контрактов. Причем речь идет не только и не столько о коммерческих разногласиях. Сам механизм введения долгосрочных обязательств в условиях монопольного рынка не выглядит жизнеспособным, поскольку все риски, связанные с изменением макроэкономической ситуации (из-за чего спрос на газ растет или снижается), ложатся на потребителя, а не делятся с поставщиком.
Вместе с тем в постановление так и не попал график роста цен на газ в промежутке между 2007 и 2010 годами, который фигурировал в его проекте. Предполагалось зафиксировать ежегодную индексацию цен в среднем на 26,8% (в 2008 году она должна состояться один раз, в 2009-м и 2010-м -- каждые шесть месяцев). Впрочем, этот график, обсуждавшийся на заседании правительства 30 ноября прошлого года, был внесен в прогноз социально-экономического развития на ближайшие три года, который, в свою очередь, был одобрен правительством полтора месяца назад. Тем не менее тот факт, что твердого закрепления индексации нет, оставляет почву для сомнения, что такие темпы будут выдержаны, учитывая, что управлять экономикой в новых ценовых условиях придется уже новому президенту и, скорее всего, новому составу правительства.
Кроме того, в постановлении прописана идея «Газпрома» о повышенных коэффициентах для «новых» потребителей
(см. «Время новостей» от 25 мая). В эту категорию помимо тех, кто только планирует подключиться к системе газоснабжения, вошли потребители, намеревающиеся увеличить закупку газа, а также те, которые получат дополнительные объемы в связи с расширением газотранспортной системы. Таким образом, отменяется ненавистное «Газпрому» правило об оплате так называемого сверхлимитного газа по цене с коэффициентами 1,6 (зимой) и 1,1 (летом). С 1 июля 2007 года весь «новый» газ будет стоить на 60% дороже лимитного (т.е. записанного в газовом балансе), в следующем году -- на 50%. В первой половине 2009 года -- на 40%, во второй -- на 30%. На 2010 год предусмотрены также два коэффициента: в первые шесть месяцев 20%, а затем -- 10%.
Оппоненты этой системы в лице Германа Грефа, который обещал до последнего бороться против дискриминации потребителей, проигнорированы. Подписанное Михаилом Фрадковым постановление дает возможность увеличивать цены до мифического уровня равнодоходности и при этом откладывает процесс реального реформирования рынка газа. Четвертым пунктом в нем содержится красноречиво свидетельствующее об этом поручение: «Министерству промышленности и энергетики РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой по тарифам подготовить и до 1 января 2009 года представить в правительство РФ предложения о целесообразности перехода с 1 января 2011 года от государственного регулирования цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам на территории РФ».
Учитывая, что вменяемого рецепта, как заставить работать формулу цены, у чиновников нет, картина складывается нелицеприятная. С одной стороны, задекларирована либерализация цен на газ к 2011 году. С другой -- кризис газодобычи, который произойдет в России в начале следующего десятилетия, когда компенсировать падение добычи газа на советских месторождениях-гигантах будет уже нечем. Вероятность того, что «Газпром» не успеет «поднять» к этому времени новые газодобывающие провинции (п-ов Ямал и шельф Баренцева моря), очень велика. Поэтому резкое повышение цен -- это простой рецепт снижения потребления в стране. Снижения, которое вряд ли пойдет на пользу экономическому росту, а главное -- вряд ли решит системные проблемы в газовой отрасли.