|
|
N°93, 31 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Предприятия XXL
Количество крупнейших налогоплательщиков в России сократится
Налогоплательщиков, считающихся крупнейшими, в скором времени в России станет меньше, а контроль за ними будет строже. Министерство финансов утвердило новые критерии отнесения организаций к категории крупнейших налогоплательщиков, подлежащих налоговому администрированию на федеральном и региональном уровне -- в десяти межрегиональных специализированных инспекциях.
Непрерывное расширение круга крупнейших плательщиков, происходившее все последние годы, ведет к ослаблению контроля, считают в финансовом ведомстве. Те крупнейшие предприятия, которые уже не подпадают под новые критерии, все-таки сохранят свой статус на ближайшие три года.
Чуть больше трех лет назад налоговое ведомство в бытность отдельным министерством утвердило приказ об организации работы по администрированию крупнейших налогоплательщиков. В приказе содержались и критерии, на основании которых налогоплательщиков можно признавать наиболее крупными. Крупнейшими налогоплательщиками федерального уровня признавались те коммерческие организации, чьи активы или выручка составляли более 10 млрд руб. или объем федеральных налогов, начисленных к уплате этими организациями, превышал 1 млрд руб. Крупнейшими налогоплательщиками регионального уровня считались компании с выручкой или активами от 1 до 10 млрд руб. или имеющие по федеральным налогам обязательства от 75 млн до 1 млрд руб. Для отраслей связи, транспорта, производителей алкоголя и табака были установлены отдельные, более низкие критерии. В категорию крупнейших попадали и компании, которые по критерию взаимозависимости могут оказывать влияние на экономическую деятельность крупнейшего налогоплательщика. Крупнейшими предприятиями сегодня считаются более полутысячи компаний, и их доля в общем объеме начислений по федеральным налогам составляет более 75%.
«Клуб крупнейших» не привилегия, а скорее тяжелая обязанность. Во-первых, эти компании всегда находятся под прицелом налоговиков. Во-вторых, контрольная работа налоговых органов в отношении таких компаний имеет свои особенности. Это не только налоговые проверки, но и разнообразный анализ их производственных показателей, в том числе сравнение этих данных с показателями других предприятий отрасли.
В отличие от ранее утвержденных критериев теперь показатель выручки и активов для крупнейших налогоплательщиков федерального уровня увеличивается в два раза -- до 20 млрд руб. Для крупнейших налогоплательщиков регионального уровня эти показатели установлены в пределах от 1 млрд до 20 млрд руб. При этом отраслевые критерии для компаний, работающих в сфере связи и транспорта, не меняются, а в отношении предприятий алкогольной и табачной промышленности новые критерии больше не предусматривают отдельных отраслевых показателей. Отдельно в межрегиональной инспекции №3, ранее занимавшейся только предприятиями алкогольной и табачной отрасли, будут учитываться предприятия торговли и строительства.
Впервые вводятся специальные показатели деятельности кредитных и страховых компаний, а также предприятий оборонно-промышленного комплекса. На федеральном уровне предполагается администрировать компании ОПК, у которых сумма контрактов по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 27 млн руб. в год или сумма поступлений по экспортным поставкам стратегической продукции превышает 20% от выручки. К крупнейшим предприятиям ОПК могут быть также отнесены предприятия, у которых среднесписочная численность работающих составляет свыше 100 человек или доля государства -- свыше 50%.
Среди банков и страховщиков крупнейшими будут признаваться те организации, у которых объем начислений федеральных налогов составляет более 300 млн руб. Для банков также вводится отдельный критерий по размеру чистых активов на конец года -- не менее 25 млрд руб. Для страховых компаний установлен также критерий по сумме страховых премий за отчетный период -- не менее 2 млрд рублей.
Несмотря на то что изначально ставилась задача сократить число крупнейших налогоплательщиков, на переходный период «отделаться» от этого статуса предприятиям будет непросто. По новым правилам соответствующий статус за крупнейшим налогоплательщиком сохраняется в течение трех лет.
В целом, считают эксперты, искусственное раздувание количества предприятий, имеющих статус крупнейших налогоплательщиков, не выгодно ни государству, ни бизнесу, так что сокращение числа крупнейших плательщиков можно оценивать положительно. Новые правила более адекватно учитывают отраслевую специфику. «В отдельную сферу наблюдения налоговых органов выделены предприятия ОПК, это давно назревшая необходимость, так как оборонные предприятия в силу специфики своей деятельности априори должны находиться под особым налоговым контролем. Эксклюзивные условия налогового контроля теперь будут применяться к банкам», -- сказала "Времени новостей" старший консультант по праву аудиторско-консалтинговой группы «Финэкспертиза» Елена Сорокина. Для кредитных учреждений критерии отнесения к крупнейшим снижены: "ввиду того, что в этой сфере деятельности повышенная конкурентность, банк с показателем федеральных налогов на уровне 300 млн уже может считаться крупнейшим", -- поясняет эксперт.
Ирина СКЛЯРОВА