|
|
N°92, 30 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пьянство как улика
Фискалы нашли новый способ борьбы с недобросовестными налогоплательщиками
О том, что любой адвокат может повернуть закон так, как ему необходимо, знают все. Но не всем известно, что такими способностями обладает ряд госчиновников. Как говорит судебная практика, налоговики подчас прибегают к довольно любопытным методам оценки деятельности фирмы, претендующей на возмещение налога на добавленную стоимость. В одном из таких случаев доказательством недобросовестности налогоплательщика служили полученные из милиции данные о том, что руководитель фирмы склонен к пьянству и аморальному поведению.
Изощренный способ доказать налоговую недобросовестность предприятия, заставив его руководителя буквально «дышать в трубочку», испробовали омские налоговые инспекторы. Дело начиналось абсолютно банально: некое ООО ""Авиаремстрой" подало в налоговую инспекцию документы на вычет по НДС. Налоговый орган отказал в вычете по НДС. Обоснованием для отказа в предоставлении вычета по НДС стала счет-фактура, выставленная другому ООО -- "Арсеналстрой". Само существование этой фирмы налоговики сочли недоказанным, заподозрив организацию, подавшую на вычет, в построении цепочки по лжевозмещению НДС.
Ситуация была бы стандартной -- ежедневно по стране выносится тысячи подобных решений, если бы не один аспект. Фирму сочли несуществующей на основании того, что ее руководитель уличен в аморальном поведении.
Как написали налоговики, обосновывая свое заключение, единственным учредителем и руководителем ООО является гражданин, местонахождение которого, по данным УВД, не установлено, написали налоговики. При проведении опроса сына этого гражданина установлено, что его отец никогда не занимался коммерческой деятельностью и не может ею заниматься по своим деловым качествам, в 2002 году он терял паспорт, регулярно употребляет спиртные напитки; а за период с 1995 по 2006 год неоднократно привлекался к административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и нецензурную брань, помещался в медвытрезвитель, привлекался к ответственности за мелкое хулиганство и повреждение чужого имущества, доставлялся в ОВД как лицо, проживающее без определенного места жительства.
Такой словесный пассаж, по мнению налоговиков, вероятно, должен был лишь доказать, что предприятие представляет собой фирму-однодневку и зарегистрировано на подставное лицо. Отсутствие ООО по юридическому адресу, по мнению фискалов, ставит под сомнение реальный характер осуществления хозяйственной операции. Однако организация, заподозренная в создании цепочки фирм-однодневок, решила судиться. Арбитражный суд поддержал ее, вынеся решение о том, что мотивировка налогового органа по отказу в праве на вычет НДС неправомерна, так как все документы, представленные в налоговую инспекцию, были подлинные и соответствовали требованиям Налогового кодекса.
Налоговики подали на обжалование. Как решил федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, судом были правомерно отклонены доводы налогового органа относительно того, что представленные предприятием документы содержат недостоверные сведения. Выводы же инспекции относительно личности руководителя фирмы, сделанные на основе полученных из милиции сведений, ФАС Западно-Сибирского округа счел «исключительно оценочными». Но даже и после решения суда сложно определенно сказать, на чьей стороне была правда в этом споре на самом деле. Как говорят юристы, создание цепочки фирм-однодневок действительно могло иметь место.
Однако доказать умысел по созданию цепочки крайне сложно. Как говорит начальник департамента налогового и финансового права юридической фирмы «Частное право» Елена Наговицына, налоговые органы нередко отказывают в применении вычетов по НДС, ссылаясь на так называемую "недобросовестность" налогоплательщиков, если даже формально налогоплательщик все требования Налогового кодекса соблюдает. По делам о недобросовестности накопилась обширная судебная практика, в том числе на уровне Высшего арбитражного суда. Однако пока налоговики могут свободно использовать в работе определение «недобросовестность плательщика», получившее хождение с легкой руки Конституционного суда, будут происходить такие казусы.
Ирина СКЛЯРОВА