Вчера начался двухдневный визит в Казахстан президента Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедова. Это третий после поездок в Эр-Рияд и
Москву зарубежный визит нового туркменского лидера, пришедшего к власти пять месяцев назад после внезапной кончины пожизненного президента Сапармурата Ниязова. Последовательность визитов достаточно четко демонстрирует внешнеполитические приоритеты постниязовского руководства Туркмении. Если не считать апрельской поездки Бердымухаммедова в Саудовскую Аравию для посещения мусульманских святынь, его маршруты Ашхабад--Москва и Ашхабад--Астана точно совпадают со сторонами геоэнергетического треугольника, образованного туркмено-казахстано-российскими договоренностями о строительстве Прикаспийского газопровода, достигнутыми 12 мая в городе Туркменбаши.
Предполагалось, что
прикаспийский проект окажется одним из главных предметов переговоров президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и его туркменского гостя. Однако никаких свидетельств этому пока нет, кроме лаконичного ответа Бердымухаммедова на заданный ему вчера на итоговой пресс-конференции вопрос. Общение с прессой, разумеется, происходило на русском языке. Ответ туркменского президента звучал так: «Я думаю, уже в сентябре месяце мы придем к подписанию о проведении этого газопровода». Речь идет о том, что Россия, Казахстан и Туркмения до 1 сентября должны подписать трехстороннее соглашение о сотрудничестве и строительстве Прикаспийского газопровода и четырехстороннее (включая Узбекистан) соглашение о реконструкции существующей газотранспортной системы и создании новых мощностей для транспортировки газа из Центральной Азии.
Как утверждают источники «Времени новостей», близкие к «Газпрому», собственно сам прикаспийский проект -- это расширение и модернизация существующей ныне ветки газопровода САЦ-3 (Средняя Азия -- Центр), проложенной еще в советские годы из Туркмении через Казахстан в Россию. Остальные три ветки, САЦ-1, 2 и 4, проходят также и через узбекскую территорию. Наиболее существенным моментом, определяющим судьбу прикаспийской трубы, являются запасы туркменского газа, которые могут быть по ней доставлены через российскую территорию в Европу. Однако до сих пор никаких новых данных о результатах аудита туркменских месторождений не появлялось. Поэтому ни одна из сторон, участвующих в прикаспийском проекте, по-прежнему не рискует говорить о мощности будущей газовой трубы.
До тех пор, пока в этом вопросе не будет ясности, майские договоренности будут оставаться декларациями о намерениях, предназначенными к внешнеполитическому употреблению -- они показывают, что лоббируемый США и Евросоюзом проект Транскаспийского газопровода, обходящего территорию России, обречен на провал. Судя по не раз выраженной западными политиками озабоченности по поводу заключенных договоренностей, эта пиар-акция удалась на славу. Не далее как вчера глава представительства Еврокомиссии в России Марк Франко заметил, что строительство Прикаспийского газопровода создаст ситуацию, когда Транскаспийский газопровод «окажется лишним».
Результаты вчерашних переговоров президентов Казахстана и Туркмении в любом случае приведут к значительному оживлению прикаспийского сотрудничества двух стран, главным образом в транспортно-транзитной сфере. До 2012 года предполагается полностью реконструировать автодорогу вдоль восточного берега Каспия Туркменбаши--Актау--Атырау--Астрахань, открыть автобусное сообщение между Туркменбаши и казахстанским Актау. Президенты поручили своим правительствам «завершить работу по определению оптимального маршрута строительства железнодорожной ветки между Казахстаном и Туркменией». Стороны, как говорится в сообщении казахстанского официоза, «приветствовали возобновление с 26 мая регулярных авиарейсов между Ашхабадом и Алма-Атой». Еще немного -- и, кажется, отношения между двумя соседними странами приблизятся к уровню советских времен, когда между ними регулярно летали самолеты, ходили автобусы и поезда...
Видимо, поэтому от туркменского президента ожидали заявлений о политическом сближении со странами СНГ. Однако Бердымухаммедов был предельно аккуратным, отвечая на подобный вопрос. «Являясь ассоциированным членом СНГ, мы будем придерживаться той же позиции», хотя, «наверное, Туркменистан будет возобновлять активное участие в заседаниях СНГ», сказал вчера туркменский президент.
Среди других итогов визита президента Туркмении в Астану можно отметить подписание соглашения «об охране, воспроизводстве и использовании сайгаков». Об этом в советские времена нельзя было и мечтать на межгосударственном уровне. Это вполне отвечает духу прагматизма в отношениях Астаны и Ашхабада, о котором говорил вчера Бердымухаммедов. А потом туркменский лидер неожиданно добавил: "Наступила такая эпоха, мы сегодня имеем открытость, демократию, демократизм".