|
|
N°91, 29 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Министра раздавили запросы
Японский политик сбежал от парламентариев в мир иной
Сенатор и министр сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии Тосикацу Мацуока свел вчера счеты с жизнью в своей токийской квартире. Полиция, подтвердив факт самоубийства, пока не оглашает содержание предсмертной записки 62-летнего политика. Мацуока стал первым в послевоенной истории Японии министром, покончившим с собой.
Премьер Синдзо Абэ не стал комментировать возможные причины самоубийства, сказав, что сейчас «это было бы неподобающим». Отметив вклад покойного министра в наращивание японского экспорта, в частности в возобновление продаж риса Китаю, премьер заметил, что на Мацуоку «сильно давили интенсивные парламентские запросы»: «Теперь же я увидел в больнице его мертвое лицо -- и он, кажется, был в ладу с собой».
Личный секретарь и охранник обнаружили министра висящим в петле, сделанной из поводка его собаки. Поводок был привязан к внутренней ручке двери кабинета. Врачам скорой помощи привести в сознание самоубийцу не удалось, его доставили в реанимационное отделение больницы в столичном университете Кэйо. Там спустя два часа медики, несмотря на все их усилия, констатировали смерть вследствие остановки сердца и легких.
Примерно в это время Мацуока должен был присутствовать на слушаниях в сенатском комитете по этике. Депутаты от оппозиции намеревались расспросить его о финансовых скандалах, в центре которых министр оказался после того, как Абэ ввел его в правительство в сентябре 2006 года. Через три дня после назначения политику пришлось извиняться за то, что в нарушение закона он не задекларировал 1 млн иен (8,5 тыс. долл.) пожертвований на политическую деятельность.
На прошлой неделе история повторилась -- на этот раз из-за денег, полученных для переизбрания в сенат на предстоящих в июле выборах. Выяснилось, что средства давали коммерческие структуры, которым по подозрительному совпадению отдавалось предпочтение на тендерах при распределении подрядов в ведомстве Мацуоки.
А еще сенатора уличили в том, что в 2001--2005 годах в качестве компенсации за расходы на содержание офиса он требовал ежегодно по 28 млн иен (236,6 тыс. долл.), всего за пять лет набежало 142 млн иен (около 1,2 млн долл.). А этих трат, как недавно стало известно, у политика не было. Офис расположен в здании парламента и поэтому освобожден от оплаты коммунальных услуг.
Во всех случаях Синдзо Абэ находил способ оправдать соратника по правящей Либерально-демократической партии. Тем временем уровень народной поддержки кабинета Абэ неуклонно снижался. В мае о его работе неодобрительно отозвалось 44% опрошенных японцев, что на 11% больше, чем в апреле. Связано это не в последнюю очередь с задержкой выплаты в этом месяце пенсий 50 млн японцам -- произошло это из-за ротозейства чиновников, потерявших списки пенсионеров.
«Теперь репутация правительства Абэ окрепнет, -- сказал «Времени новостей» ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Кунадзе. -- В Японии авторитет правительства растет, если член этого правительства, видимо на самом деле нарушивший закон и признавший сам себя виновным, совершил самоубийство, чтобы искупить вину и не дать повода противникам использовать его проступки для очернения политики кабинета». По словам эксперта, «можно спорить о том, насколько министр Мацуока прав с этической точки зрения, но с политической точки зрения его акт -- высшая форма признания своей политической ответственности». Г-н Кунадзе не без иронии выразил надежду на то, что правительства некоторых других стран не будут следовать этой практике, «поскольку тогда они остались бы вовсе без министров».
Александр САМОХОТКИН