|
|
N°88, 24 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шарик удачи
Драфт-лотерея породила ликование в Портленде и состояние шока в Бостоне
Редко бывает, когда процедура драфт-лотереи становится для НБА более интригующей, нежели сам драфт. Ведь на состоявшейся в Сиракьюсе лотерее разыгрывалась только последовательность выбора на июньском драфте. Как правило, на нем и происходят сенсации, разрешаются многочисленные интригующие загадки. Но не на это раз -- первого номера драфта можно уверенно назвать уже сегодня. За последнее десятилетие подобное происходит в третий раз: в 1997 году не вызывал сомнений выбор первым блистательного Тима Данкана, а в 2003-м Леброна Джеймса.
И все же эта драфт-лотерея была уникальной, ведь сразу два самородка, чья гениальность не вызывает за океаном никакого сомнения, предметом мечтаний являлись 13 клубов, не попавших в плей-офф. Первым в июне в Нью-Йорке будет выбирать «Портленд», и он задрафтует 214-сантиметрового центрового Грега Одена. Суперцентровые даже в НБА появляются раз в десятилетие, поэтому здесь сомнений быть не может, как не может их быть и в том, что следом «Сиэтл» остановит свой выбор на форварде Кевине Дюранте, который блистательно действует в атаке и был признан игроком года среди студентов. Далее последовательно будут выбирать «Атланта», «Мемфис» и «Бостон». Для них уже возможны варианты, им обязательно достанутся классные игроки, но эти команды все равно остались в проигрыше.
В НБА давно придерживаются позиции, что слабейшие команды лиги должны иметь привилегии при выборе новичков, но при этом ревностно следят, чтобы борьба была честной. Но даже при четких принципах честной игры многим клубам трудно удержаться от соблазна усугубить свою ситуацию в конце потерянного сезона, тем самым улучшив шансы на хорошего новичка. Чтобы бороться с «безволием» в конце сезона, и была придумана лотерея, где шансы каждой из 13 команд четко соответствуют числу шариков для пинг-понга в барабане. И все-таки нынешние аутсайдеры сезона «Мемфис», «Бостон» и «Милуоки» явно не напрягались последние 20--25 игр сезона. Система НБА на пару с фортуной наказала их весьма сурово
Если смотреть на арифметику, то сразу становится понятно, какое счастье свалилось на боссов «Портленд Трэйл Блейзерс», который занял по итогам регулярного сезона седьмое место с конца и имел в лотерейном барабане всего 5,3% шариков от общего их числа. При этом позиция главного аутсайдера «Мемфиса» согласно условиям лотереи не могла оказаться ниже четвертой, а «Бостона» ниже пятой. И именно эти номера им и достались! Вообще драфт-лотереи проводятся по нынешним принципам с 1994 года, и впервые среди трех первых счастливчиков не оказалось ни одной из трех худших команд ассоциации. Такова воля случая. Естественно, «потерпевшие» не скрывали своего разочарования, и генменеджер «Гризлис» легендарный Джерри Уэст был в комментариях настроен очень жестко: «Мне не нравится этот способ выбора. И говорю это вовсе не потому, что мы не получили один из двух первых пиков. Я говорил это и раньше. Ведь ни в одном другом виде спорта подобное не практикуют, чтоб не нарушать принципы равных условий».
Главным неудачником лотереи все единодушно считают «Бостон», который имел 20-процентный шанс на первый номер и еще 18% ему плюсовалось при втором выборе. Самому титулованному клубу в НБА не повезло, и дело тут вовсе даже не цифрах. Невезение «Бостона» длится более двух десятилетий и принимает какие-то фатальные формы. А ведь до середины 80-х прошлого столетия именно менеджмент «Бостона» считался образчиком ведения дел, и сделки по ходу сезона плюс умелое оперирование кадрами на драфте приносили потрясающие результаты.
Черная полоса для «кельтов» началась, когда «Бостон» праздновал рекордный 16-й титул в 1986-м и готовился выбирать вторым на драфте. Призванный Лен Байас должен был еще более усилить команду Берда, Макхейла и Пэриша, но спустя всего 48 часов после драфта скончался от передозировки кокаина. В 1993 году завершил из-за болей в спине свою славную карьеру Берд, и спустя несколько месяцев на тренировке умирает от сердечного приступа капитан и новый лидер команды Реджи Льюис. Настала полоса безвременья, которая вполне могла прерваться в 1997 году. Тогда в клубе уже заручились согласием лучшего студенческого тренера Рика Питино, а старый наставник довел клуб до последнего места в лиге. Негласно это считалось благом, поскольку на драфт выходил уникальный Тим Данкан. Имея еще один пик от предыдущих сделок, при лучшем раскладе «Бостон» мог получить два выбора в первой четверке. В итоге получил лишь третий и шестой выбор.
Следующее десятилетие для «Селтикс» прошло под знаком безуспешных попыток найти усиление состава в бесконечных обменах. Получалось чаще наоборот. Последней неудачей стал обмен с «Портлендом» прошлогоднего шестого пика драфта на молодого разыгрывающего Себастьяна Тэлфейра и ветерана центрового Тео Рэттлифа. В итоге Рэтлиф из-за старых болячек завершил карьеру, а Тэлфейр недавно был задержан полицией с оружием и отчислен из команды. «Портленд» же, похоже, от неудачливого «Бостона» получил заряд удачи. Выбранный после упомянутого обмена Брэндон Рой стал лучшим новичком НБА, а вчера праздновали появление в команде Грэга Одена.
Владимир БОРИСОВ