|
|
N°88, 24 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Смерть» слабее «любви»
Новые фильмы в конкурсе Каннского кинофестиваля
Немецкий режиссер турецкого происхождения Фатих Акин представил один из самых ожидаемых фильмов конкурса. Это вторая часть трилогии, посвященной темам, которые сам режиссер определяет как «Любовь», «Смерть», «Дьявол». За «любовь» отвечала блистательная и бескомпромиссная картина «Головой о стену», удостоенная берлинского «Золотого медведя» в 2004 году. О «смерти» рассказывает картина «С другой стороны» (премьера в Канне состоялась вчера). Любовь по обыкновению оказалась сильнее.
В фильме три новеллы -- «Смерть Йетер», «Смерть Стелы» и «С другой стороны». Йетер -- турецкая проститутка, работающая в Германии. Пожилой вдовец приглашает ее жить с ним, обещая платить ей столько же, сколько она зарабатывала в квартале красных фонарей, и -- представьте себе! -- вскоре начинает принуждать ее к оральному сексу. Йетер обижается и порывается уйти, вдовец дает ей пощечину, она падает и умирает. Помнится, сходная сцена была в сериале «Богатые тоже плачут», где один из отрицательных героев погибал, оступившись и ударившись затылком о мягкую мебель. Получается как у Хармса: «Однажды Орлов объелся толченым горохом и умер... Хорошие люди не умеют поставить себя на твердую ногу».
К Йетер успел проникнуться сын вдовца, Неджат. Он знает, что у Йетер осталась в Турции дочь Айтен, которой она регулярно отправляла деньги. Он отправляется на ее поиски в Стамбул, в то время как Айтен приезжает в Германию, в первую же ночь соблазняет белокурую немку Шарлоту и поселяется у нее к вящему неудовольствию ее матери. Тем временем Неджат... Честно говоря, нет сил дальше пересказывать сюжет, да и не нужно -- нечто подобное можно прочитать практически в любом телесериальном анонсе.
От автора «Быстро и без боли», «Солино» и «Головой об стену» ожидали чего угодно, но только не этого. Главные минусы «С другой стороны»: неуклюжий сюжет, насыщенный мелодраматическими совпадениями, внезапно проснувшийся интерес Акина к политике, понятный у человека, заново открывающего свою родину, но снижающий его интимное, страстное кино до уровня постановки студенческой агитбригады, и наконец провальная роль великой Ханны Шигулы (она играет мать Шарлоты). Ее неуместно безмятежная улыбка, не сходящая с луноподобного лица, не вызывает ничего, кроме чувства досадной неловкости...
Хотя нынешний каннский конкурс в целом производит очень неплохое впечатление, наблюдается одна любопытная закономерность. Кажется, режиссеры, получившие признание в Берлине и в Венеции, которых Канн в этом году хотел переманить под свое крыло, пришлись не ко двору. Кто-то, как Акин или Ким Кидук («Дыхание»), показали работы, значительно уступающие их лучшим фильмам. Кто-то, как Звягинцев («Изгнание»), решительно не вписался в формат. Кто-то, как Ульрих Зайдль («Импорт-экспорт»), не угодил эстетствующей, слабонервной французской критике (низшее место в рейтинге французской прессы, при этом высшие баллы в Screen и ряде других англоязычных изданий). Впрочем, у жюри может оказаться совсем другое мнение на этот счет.
За эти дни в каннском конкурсе приключилось многое. Сначала наскучил, а в конце рассмешил своим капустником Квентин Тарантино («Доказательство смерти»). Попытался снять фильм о реальности чуда Карлос Рейгадас («Тихий свет»). Продемонстрировал беспрецедентное режиссерское мастерство венгерский классик Бела Тарр, представивший публике 132-минутный детектив в 27 (!) кадрах с виртуозными внутрикадровыми мизансценами («Человек из Лондона»). Не слишком успешно попробовал повторить опыт «Слона» Гас Ван Сэнт («Параноидальный парк»). Но фавориты остались прежними -- «В этой стране не место старикам» братьев Коэнов и «4 месяца, 3 недели и 2 дня» румынского режиссера Кристиана Мунгиу (о них см. «Время новостей» от 21 мая). А если учесть, что Коэны уже избалованы каннскими призами, то румынской картине, может, достанется одна из главных наград, если не «Золотая пальмовая ветвь». Но не будем забывать о том, что еще не прошли премьеры «Света во тьме» корейца Ли Чан Дона («Оазис») и «Обещания» Эмира Кустурицы. Окончательные итоги фестиваля будут опубликованы в нашей газете во вторник, а завтра читайте о втором фильме, представляющем Россию в конкурсе, -- «Александре» Александра Сокурова.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Канн