Государство планирует создать еще два оборонных холдинга -- на этот раз в радиоэлектронной и ракетно-космической отраслях. Об этом на очередном заседании Общественной палаты сообщил первый вице-премьер Сергей Иванов. Он уверил, что эти холдинги, обладая высоким научно-производственным и кадровым потенциалом, получая устойчивое финансирование в рамках гособоронзаказа, а также деньги инвесторов, через несколько лет должны стать ведущими игроками на мировых рынках военной и гражданской продукции.
О том, какими могут быть новые структуры, можно судить по уже имеющимся. Как известно, такие крупные интегрированные компании сегодня уже активно создаются. В авиастроении в ноябре 2006 года
учреждена Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Она внесена в перечень стратегических предприятий. Доля государства в ОАК -- 75% плюс одна акция. Корпорация уже имеет план производства по продуктовому ряду до 2012 года.
В конце марта этого года подписан указ президента об
Объединенной судостроительной корпорации. Предполагается, что она будет создана в четырехмесячный срок. 100% акций ОСК находится в государственной собственности. В корпорацию объединятся все государственные финансовые и проектно-конструкторские активы в судостроении. Головной офис компании разместится в северной столице.
Недавно подписан указ президента страны об образовании с 1 июня этого года
«Атомэнергопрома». Он тоже будет стопроцентно государственным. Новый холдинг станет добывать уран, производить топливо и электроэнергию, строить атомные электростанции в России и за рубежом.
С образованием холдингов появились опасения по поводу монополизации государством некоторых отраслей. Сергей Иванов с этим категорически не согласен. Его логика проста: у государства не остается другого выхода, как создавать крупные диверсифицированные компании, иначе гражданская часть их продукции вошла бы «в пикирующее положение». То есть реализуется идея возложить на оборонку роль локомотива для всей отечественной промышленности.
Говоря об одном из новых холдингов -- ракетно-космическом, -- первый вице-премьер напомнил: до 40% мировых услуг космических запусков принадлежит России. Но лучше было нам, не отказываясь от транспортного рынка, научиться создавать и современные космические аппараты. Новое руководство ракетно-космической отрасли восприняло эти слова вице-премьера как задачу диверсификации производства.
Образуется целостная система крупных вертикально ориентированных структур. При этом отношения холдингов с государством, вероятно, будут несколько иными, нежели с прочей оборонкой. О некоторых переменах Сергей Иванов уже сказал. Для начала будут жестко контролироваться расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), иногда раньше превращавшиеся, по выражению г-на Иванова, «в кормушку». Курируя лично 26 федеральных целевых программ, г-н Иванов попросил у Общественной палаты помощи в контроле за расходованием огромных средств на эти ФЦП.
Незаконному пользованию российской интеллектуальной собственностью тоже, видимо, жить осталось немного. «Интеллектуальная собственность у нас не учитывалась почти никогда, -- с возмущением говорил первый вице-премьер. -- Это, безусловно, сказывается на объеме капитализации компаний как в частном, так и в государственном секторе». Действительно, капитализация той же ОАК значительно подпрыгнула, если бы в ней учитывалась интеллектуальная собственность таких фирм, как «МиГ» и «Сухой».
Третье новшество. Сергей Иванов предложил создать эффективную систему стратегического научно-технического прогнозирования, «избавленную от бюрократической келейности». Эта система, по мнению первого вице-премьера, позволит сформировать на средне- и долгосрочную перспективу четкое представление о том, за какими технологиями и продуктами будущее, какие из них могут рассчитывать на завоевание рынка. При создании такой системы, как и при развитии экономики вообще, г-н Иванов предлагает брать лучшее из опыта других стран, «как изюм из булочки». И привел два примера. Норвегия грамотно построила свою экономику на нефти и газе, и в ЕС вступать не хочет, поскольку уровень жизни там ниже. Финляндии главное свое богатство -- лес -- благодаря новейшим технологиям переработки древесины нет необходимости вырубать, использует соседский -- с востока.
А перенимать подобный опыт уже можно в сфере энергосбережения, которое в России не стимулируется. Есть энергосберегающие технологии, но нет их рынка. Сергей Иванов вновь привел полюбившийся ему пример: если заменить в подъездах жилых домов лампы накаливания на современные, то это «даст экономию в 10 млрд у.е.» Огромные сохраненные ресурсы и жизни первому-вице премьеру видятся при улучшении полузабытого со времен перестройки «человеческого фактора». По данным Сергея Иванова, причинами около 90% авиационных аварий и катастроф происходят из-за ошибки летчиков! «Если самолет сажают в поле, мимо посадочной полосы -- не техника виновата. Дисциплина ужасающей стала». Однако не последнее слово и за устаревшим самолетным парком, и за не выполняющими требования к безопасности компаниями-перевозчиками. И здесь зарубежный опыт будет ко двору.
Оптимальной моделью взаимодействия с иностранными компаниями (не только авиационными) может стать создание совместных предприятий и инжиринговых центров, однако на условиях трансферта современных технологий и сохранения контрольного пакета в руках российских производителей. Сергей Иванов всех заразил своей уверенностью в том, что сейчас у нас «действительно есть реальный шанс преодолеть техническое отставание, создать мощную экономику, реализовать принципы социального государства». А средством и порукой тому вполне могут стать создаваемые оборонные холдинги.