Постепенно сокращая в Москве количество рынков, возникших в начале 90-х, столичное правительство тем не менее не намерено терять контроль за этим сектором торговли, которую сами чиновники считают нецивилизованной. Вчера на очередном заседании Мосгордумы депутаты поддержали поправки в закон «О торговой деятельности в городе Москве», которые расширяют полномочия столичных властей в управлении рыночной торговлей. Делегировать контрольные функции районным органам городские парламентарии отказались.
Как рассказал «Времени новостей» председатель комиссии Мосгордумы по регламенту, правилам и процедурам Александр Крутов, в законе де-юре прописали те полномочия, которыми московское правительство уже де-факто пользуется для регулирования розничной торговли. В частности, городские чиновники определяют
упрощенный порядок предоставления торговых мест на специализированных сельскохозяйственных рынках, процедуру заключения договора о предоставлении точки на рынке, а также количество торговых мест и требования к ним. Кроме того, редакторы закона предусмотрели, что рынки на территории Москвы будут располагаться в соответствии с планом, утвержденным исполнительной властью города. А уполномоченный московским правительством орган -- сейчас это департамент потребительского рынка и услуг -- будет выдавать разрешения на работу на рынках.
По словам руководителя этого департамента Владимира Малышкова,
поправки всего лишь приводят московское законодательство в соответствие с федеральным и существенно рыночную политику города не изменят. «Москва первая в России приняла закон о торговле, который до сих пор позволял нам эффективно регулировать в том числе и рыночное обслуживание», -- заявил он. Единственным нововведением является требование федерального закона вести реестр всех торговых площадок Москвы. Но и этот документ, как заверил г-н Малышков, в ближайшее время появится на официальном сайте департамента.
Однако лидер городской депутатской фракции «Яблоко -- Объединенные демократы» Сергей Митрохин уверен, что законопроект требует доработки. По его мнению, документ предоставляет слишком много полномочий исполнительной власти, ущемляя возможности законодателей участвовать в управлении городской рыночной торговлей. Чиновники «под давлением бизнеса будут бесконтрольно определять места и раздавать разрешения на торговлю», уверен депутат. Кроме того, по мнению г-на Митрохина, редакторы проигнорировали тот факт, что федеральный закон предусматривает выдачу разрешений на право организации рынка органам местного самоуправления или районным администрациям города.
Большинство депутатов, правда, уверены, что самостоятельно администрации 125 районов не смогут договориться о расположении на их территории рынков и управлении им. «Ведь одна торговая площадка в столице, как правило, обслуживает несколько территорий, -- уверял Александр Крутов. -- А москвичи, как правило, не любят соседства с рынком». Кроме того, по словам г-на Крутова, особый статус Москвы в отношении местного самоуправления позволяет решать рыночные проблемы на уровне государственных органов власти столицы.
Чиновники же и вовсе считают опасения оппозиционеров безосновательными, поскольку новых рынков в городе согласно постановлению правительства открываться не будет. Проводимая с 2000 года целенаправленная политика модернизации столичной торговли, по словам Владимира Малышкова, привела к тому, что из 240 рынков сейчас работает меньше половины. Через 2,5 года их останется только 70. Правда, большинство из них будут сельскохозяйственными, и чиновникам придется регулировать спрос производителей и профессиональных торговцев на оставшиеся места торговли овощами и фруктами. По крайней мере уже сейчас, как рассказал «Времени новостей» Владимир Малышков, «в будни заполняемость торговых мест на городских рынках составляет до 60%, а в выходные -- все 100%».