Вчера, во вторую годовщину трагических андижанских событий, в Лондоне, Брюсселе, Киеве, Москве и других городах прошли митинги памяти жертв этого кровопролития.
13 мая 2005 года в узбекском городе Андижане (Ферганская долина) правительственные войска подавили антиправительственные волнения. Беспорядочный огонь по толпе демонстрантов, среди которых оказалось много случайных прохожих, унес жизни, по официальным данным, 187 человек. По оценкам правозащитников, жертв было гораздо больше.
В Москве правозащитники и узбекские оппозиционеры пикетировали посольство Узбекистана 12 мая. Пикет был санкционированным, милиция вела себя лояльно, участникам никто не мешал развернуть плакаты с лозунгами «Мы помним Андижан», «Путин, твой друг Каримов -- убийца!», «Требуем независимого международного расследования».
Подобное же мероприятие прошло и в столице Киргизии. Там у посольства Узбекистана прошел митинг-реквием памяти жертв Андижана, в котором приняли участие киргизские правозащитники, а также андижанские беженцы, один из которых прочел поминальную молитву. Митингующие обвиняли узбекское руководство в том, что, оправдывая свои кровавые действия «необходимостью защиты государства от терроризма», Ташкент возлагает всю вину и ответственность за человеческие жертвы на «боевиков» и «террористов». Как утверждали на митинге, узбекские власти называют "экстремистом и террористом" любого, кто осмелится критиковать режим Ислама Каримова.
В самом Андижане тоже отметили траурную дату. Но на несколько дней раньше, 9 мая, который отмечается в Узбекистане как День скорби. Мероприятие было официальным, и, как сообщает независимое узбекское интернет-агентство Uznews.net, посвященным торжественному открытию площади Скорби по сотрудникам милиции, погибшим 13 мая. Агентство сообщает: «Звучали торжественные речи о доблести и храбрости узбекской милиции, о великой стране, которая никогда не сдастся под натиском врагов, ни от кого не будет зависеть». Как известно, узбекские власти обвинили в подготовке антиправительственных волнений исламских террористов, проходивших подготовку в зарубежных лагерях. В первые дни после кровопролития узбекская пропаганда обнаружила в Андижане даже модный тогда «чеченский след», но вскоре забыла про него...
Одна из свидетельниц трагедии правозащитница и врач Гульбахор Тураева рассказывала журналистам, что среди насчитанных ею в тот день в Андижане около 500 погибших было много женщин и детей. В апреле этого года она была приговорена узбекским судом к шести годам заключения. Несколько дней назад приговор был пересмотрен, и срок был увеличен почти вдвое, до 11 лет и 8 месяцев. В отношении другой узбекской правозащитницы Умиды Ниязовой, как и предполагала газета «Время новостей», вынесенный ей за неделю до этого семилетний тюремный приговор был смягчен. Срок стал условным, и Ниязова была освобождена. Правда, ей пришлось публично выразить «разочарование» деятельностью в Узбекистане международной правозащитной организацией Human Rights Watch, с которой она сотрудничала.
Сегодня в Брюсселе, в штаб-квартире Евросоюза состоится очередное обсуждение вопроса о снятии санкций, наложенных ЕС на узбекское руководство в связи с Андижаном. Последние события в Узбекистане показывают, что отнюдь не все в его руководстве стремятся играть в открытую с европейскими партнерами.