Время новостей
     N°78, 08 мая 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.05.2007
Моментальный снимок
Завершилась балетная часть московских гастролей Мариинского театра
В этом году Пасхальный фестиваль впервые включил в свою программу танцы -- кроме симфонических и хоровых концертов, кроме Звонильной недели и краткого визита оперы (сегодня в Музыкальном театре питерцы поют «Любовь к трем апельсинам») на майских праздниках в Москве показали мариинский балет. Таких масштабных гастролей в столице у театра не было с 1998 года -- петербуржцы приезжали, но на день-два, на один-два спектакля. Здесь же пять вечеров; представительный каталог репертуара. Два спектакля «золотой классики» -- «Лебединое озеро» и «Дон Кихот», две программы баланчинских одноактовок и вечер Уильяма Форсайта. Мариинка показывает, в чем она осталась прежней и в чем она изменилась.

Неизменна прима-балерина. Тогда -- на взлете, сейчас -- на завоеванном троне, Ульяна Лопаткина продолжает быть первой балериной страны. На этих гастролях она снова вышла в «Лебедином», и лучше всего ее Одетту описала арткритик Фаина Балаховская. «Понимаете, -- сказала мне коллега, -- Лопаткина -- это как Нео в «Матрице», когда в него пули летят, а он так не спеша меж ними разворачивается». Другой уровень движения, да. И вымуштрованный кордебалет кажется суетливым, потому что темп задает балерина.

А вот танцовщик-лидер поменялся. Тогда им, безусловно, был Игорь Зеленский; теперь 38-летний танцовщик, прошлым летом ставший худруком новосибирского балета, не испортил парадных баланчинских «Бриллиантов», но главным событием гастролей его выступление не стало. Стало выступление Леонида Сарафанова в «Дон Кихоте». Шесть лет назад Большой театр упустил победителя московского конкурса -- его получила Мариинка; с тех пор костлявый мальчишка с детской улыбкой успел потанцевать в Европе, снискать славу виртуоза и последовательно чуть не уронить нескольких перспективных танцовщиц театра -- с поддержками у него никак не получалось. На «Дон Кихоте» эта слава невежливого кавалера померкла: нет, дуэты были неидеальны, но герой дня старался и партнершу (Олесю Новикову) держал. Одновременно стало ясно, отчего в Мариинке, где балерины всегда «строили» партнеров, Сарафанова не только терпят, но и любят: его личные танцы искупают все недостатки дуэта. Высокий прыжок, прыжок, в котором сложены невидимый графичный расчет и демонстрируемое обаятельное легкомыслие (так -- по пленкам видно -- когда-то было у Владимира Васильева). Удаль в пируэтах, умное лукавство в игре -- Базиль у него получился на славу и прямо-таки севильским, а не барселонским цирюльником.

Еще одно событие гастролей -- явление Москве Алины Сомовой. В труппе Мариинки у девушки, работающей в театре четвертый сезон, статус второй танцовщицы и набор балеринских партий в биографии. В столице Сомова станцевала Повелительницу дриад в «Дон Кихоте» -- ту самую коварную партию, где вторая балерина должна проходить прыжковую диагональ вслед за исполнительницей главной роли; это всегда соревнование способностей и честолюбий. Весело пролетая над сценой (длиннющие ноги вычерчивали при этом в воздухе более чем шпагат, угол был градусов 200), Сомова отвлекла на себя все внимание -- все, балет можно было переименовывать в ее честь.

Но не все «новое поколение» Мариинки радовало взгляд: за прошедшие почти десять лет некоторые юные таланты успели не только проявить себя, но и начать тихонько деградировать. Разочарованием (для тех, кто видел несколько лет назад дебют танцовщика в этой роли на Мариинском фестивале) стал выход Михаила Лобухина в «Блудном сыне»: крепко сбитый молодой человек размахивал руками, как регулировщик, наступал на партнеров, как предводитель уличной банды, и так чувствовал себя звездой, что Филиппу Киркорову стоило заплакать от зависти. В этом сложном балетике раннего Баланчина (еще -- полновесный сюжет, уже -- в тексте интереснее графика, чем игра) необходимы в равной степени кураж и смирение; последнее у Лобухина испарилось.

Были у гастролей и организационные проблемы, например билеты не продавались в кассе Музыкального театра, в котором проходили гастроли, в интернет-кассах же, к которым отсылал сайт феста, билеты выбрасывались какими-то странными блоками: то четыре дорогих билета появятся, то два дешевых, то вообще на вечер ничего нет, а через день десяток свободных мест. Творилась какая-то ерунда с программками: при заменах артистов (довольно частых) не делалось никаких объявлений. Все зрители, не знающие в лицо солистку Евгению Образцову (лауреатку недавней «Золотой маски»), наверняка так и ушли домой с мыслью, что именно ее и видели в партии Амура в «Дон Кихоте»; кто же на самом деле танцевал эту партию, до сих пор тайна, и это не единственный случай с заменой. Но все же гастроли-2007, став «моментальным снимком» мариинской балетной труппы, стали одним из самых важных событий близящегося к концу сезона.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец