|
|
N°76, 28 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Клякса на сказке
В Москве показали «Человека-Паука 3»
Раньше, чем в Москве, третью серию самого прибыльного в истории кинокомикса (первые две части собрали в мировом прокате более полутора миллиардов долларов) увидели только в Токио, Лондоне, Берлине и Мадриде. По всему миру премьера грандиозного блокбастера состоится на майские праздники, а в широкий российский прокат фильм выйдет 4 мая. Планету готовили к чему-то совершенно невообразимому: создатели третьего «Человека-Паука» старались сделать самый главный фильм года, который был бы в состоянии положить на лопатки все остальные потенциальные хиты-2007, и в первые очередь очередных и скорее всего последних «Пиратов Карибского моря» (тоже третьих по счету). Специально для фильма были разработаны новые компьютерные технологии, а бюджет зашкалил за не укладывающуюся в голове сумму в 258 млн долл. Все ждали урагана, тайфуна, цунами и, в сущности, его получили. Никто, пожалуй, не удивится, если картина окупится в первый же уикенд.
Мы вновь встречаемся с Человеком-Пауком Питером Паркером (Тоби Магуайер) в тот момент, когда его геройская деятельность стала повседневной рутиной... Когда у тебя в комнате постоянно работает приемник, настроенный на полицейскую волну, и в любой момент ты обязан сорваться с места, чтобы предотвратить или хотя бы сгладить очередное чрезвычайное происшествие, неудивительно, что личная жизнь трещит по швам. Вот и подругу Питера, Мэри-Джейн (Кирстен Данст), которая уже знает, с кем ее на самом деле свела судьба, такое положение вещей не устраивает. Еще бы, ее только что вежливо уволили из бродвейского мюзикла из-за отрицательных отзывов критиков (подобного наезда критическая братия не переживала, кажется, со времен шьямалановской «Девушки из воды»), а суженый совершенно не готов разделить ее кручину, потому что ему в очередной раз нужно ловить грабителей или снимать с дерева неосторожного котенка. Не лучшим образом влияет на ситуацию и однокашница Паркера, а по совместительству дочь начальника нью-йоркской полиции Гвен Стейси (Брайс Даллас Ховард), которая, похоже, готова оценить Питера по заслугам, не подозревая о его суперменском альтер эго. При том, что у нее уже есть кавалер -- амбициозный фотограф Эдди Брок (Тофер Грейс), помешанный на свете и композиции и всерьез претендующий на место Паркера в газете «Ежедневный горн». Не стоит также сбрасывать со счетов и Гарри Осборна (Джеймс Франко), давнего друга и одновременно противника Паркера (небезосновательно обвиняющего Человека-Паука в гибели своего отца, в одной из ипостасей оказавшегося злодеем Зеленым Гоблином из первой части), который весьма неравнодушен к Мэри Джейн...
К этому моменту может показаться, что речь идет о каком-то удивительном мексиканском телесериале, где все друг в друга влюблены и все друг с другом ссорятся, и возникает логический вопрос: где же необходимые для жанра злодеи? Не извольте сомневаться, есть и они: на сей раз в черном углу ринга сразу три достойных противника. Первый -- Песочный Человек, в которого волею злого рока превратился некто Флинт Марко (Томас Хейден Черч), сбежавший из тюрьмы преступник, попавший на секретный полигон вооруженных сил и, подвергнувшись облучению, преобразившийся в агрессивную живую песочницу, способную менять размеры и конфигурацию по собственному недоброму хотению. (О том, что именно Марко был некогда повинен в смерти любимого дядюшки Питера Паркера, стоит, пожалуй, умолчать -- все-таки речь идет о героическом боевике, а не о мелодраме. Но это чистая правда!). Второй -- Веном, зубастая тварь, сильно смахивающая на Человека-Паука, но им все-таки не являющаяся, а внутри нее засел... правильно, прошедший злодейский апгрейд Эдди Брок. И наконец, самый серьезный противник -- сам Человек-Паук в темной ипостаси. Тот, кого Паркер видит в зеркале, тот, кто воплощает паркеровский Ид и кто ответствен за все темные проявления его личности. Темная половина проявилась из-за того, что в тот момент, когда Питер и Мэри прохлаждались на лоне природы, расположившись на паутине, как в гамаке, из космоса прилетел комок черной подвижной слизи, прилипшей к паркеровскому мотороллеру и в конечном итоге поставившей на его костюм благородного героя изрядную кляксу. Костюм Человека-Паука стал угольно-черным, а сам Питер Паркер -- наглым, вздорным и эгоистичным донельзя. Поначалу ему это нравилось, но в конце концов он осознал свои ошибки, сходил в церковь (!) и избавился от окаянного сгустка -- с тем, впрочем, итогом, что тот перелез на Брока и превратил его в помянутого Венома...
Сюжетных линий в фильме еще очень много, что неудивительно -- длится он без малого два с половиной часа, а кажется, что и еще дольше. И по большому счету придраться в нем не к чему: спецэффекты и впрямь грандиозны (один Песочный Человек, собранный из миллиардов тщательно прорисованных песчинок, дорогого стоит -- во всех смыслах выражения), полеты Человека-Паука над городом достигли пугающего совершенства, камера летает, будто стреляный воробей (вот именно так должны были в идеале быть сняты вторая и третья «Матрицы»), девушки, без которых здесь никуда, не записные красавицы, но именно что симпатяги... Все хорошо, но почему-то после сеанса выходишь точно таким же, каким был до этого, -- в душе ничего не происходит, а для того, чтобы припомнить все перипетии, приходится не раз и не два обращаться к пресс-релизу. А главное, сердце стучит все так же. За метаниями Паркера, которые прежде заставляли замирать это самое сердце (обе предыдущие части были настолько хороши с точки зрения юношеской психологии, что фильмам можно было бы простить даже полное отсутствие спецэффектов), теперь наблюдаешь с позиций хладнокровного энтомолога, и все возможные интриги, касающиеся любви и дружбы, нисколько не беспокоят. Фильм окончательно превратился в немыслимо красивую, но удручающе двухмерную картинку с диалогами вместо подписей. Впрочем, вряд ли это беда одного только «Человека-Паука», то же самое можно сказать и о большинстве других дорогих, громких и отчаянно бездушных фильмов. Не то чтобы их не стоит смотреть -- само собой стоит, но...
Единственный человек, к которому на экране нет ни единой претензии, -- это Брюс Кэмпбелл, любимый некогда артист режиссера Сэма Рейми, по нынешним временам проходящий по ранжиру трэш-звезды и короля эпизода. То, что он вытворяет в небольшой роли метрдотеля французского ресторана, где Паркер безуспешно пытался сделать предложение Мэри Джейн, не поддается описанию. Это нужно видеть и слышать -- даже в дубляже. И его блистательная клоунада остается в памяти гораздо дольше, чем все невероятные трюки и эффекты. Потому что от сердца, а не из компьютера.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ