|
|
N°74, 26 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Недорогое удовольствие
Все особые экономические зоны обойдутся казне дешевле, чем Олимпиада в Сочи
В России уже существует тринадцать различных особых экономических зон. Четыре технико-внедренческие (по типу наукоградов), две промышленно-производственные (для производства продукции высокой степени переработки) и семь туристско-рекреационных. Однако, как показала вчерашняя коллегия Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами («РосОЭЗ»), это далеко не предел.
В 2007 году должен пройти конкурс на создание особых портовых зон. Кроме того, заявил на коллегии министр экономического развития Герман Греф, он выступает за создание региональных зон, хотя «надзорные органы пока считают это неприемлемым».
Вчера выяснилось, что создание «точек роста», как принято называть особые экономические зоны, не такое уж дорогое удовольствие. Все государственные траты до 2010 года составят 147,8 млрд руб. Как пояснили «Времени новостей» в «РосОЭЗ», в эту сумму входят траты на уставный капитал ОАО «Особые экономические зоны» в размере 62,9 млрд руб., из которых 42,8 млрд руб. будет направлено из федерального бюджета, 19,4 млрд -- из региональных бюджетов и 624 млн -- за счет средств муниципалитетов. ОАО «Особые экономические зоны» было создано весной прошлого года, единственным акционером является «РосОЭЗ». Кроме того, 41,1 млрд руб. будет потрачено за счет средств Федеральной адресной инвестиционной программы(ФАИП), из них львиная доля, порядка 37 млрд, пойдет по линии Минтранса. Также деньги на зоны пойдут из Фонда развития регионов и за счет инвестиционной программы РАО «ЕЭС» и "Газпрома". По словам г-на Грефа, все денежные потоки можно разделить на две части: создание инфраструктуры внутри зоны, на это пойдут деньги по линии «РосОЭЗ», и формирование внешней инфраструктуры, то есть подъездных дорог, мостов и аэропортов -- на это раскошелятся ФАИП и естественные монополии.
Таким образом, все особые зоны обойдутся стране дешевле, чем один олимпийский Сочи. Федеральная целевая программа по развитию Сочи, рассчитанная на период до 2014 года, предусматривает финансирование из разных источников в объеме 314 млрд руб., в том числе за счет федерального бюджета --195 млрд руб. Правда, эти деньги будут получены только при условии, что Олимпиада в Сочи все-таки случится. (Это станет ясно уже нынешним летом.) Если нет, общий объем финансирования Сочи составит 122 млрд руб., из которых 56,8 млрд внесет федеральный бюджет.
Данные расчеты относятся к трем из четырех типов зон. Финансовые расчеты по портовым зонам пока не проводились. Как рассказал на коллегии министр экономического развития Герман Греф, законопроект о портовых зонах внесут в Госдуму в ближайшие дни, и сразу же будет разработан график его принятия, чтобы до конца года уже был проведен конкурс. Правда, сказать, сколько зон такого типа может быть создано, а также будет ли для портов и аэропортов единый конкурс или два разных, министр пока затруднился. Источник "Времени новостей" в «РосОЭЗ» надеется, что портовые зоны тоже не будут стоить очень дорого. «Мы рассчитываем, что государственные траты составят не более 20% от общей стоимости, где-то миллиард-полтора на каждую зону», -- пояснил он.
В «РосОЭЗ» также пока не оценили общие возможности частных инвесторов. Тем более что пока их немного. Сейчас во всех зонах существует лишь 17 компаний-резидентов, в то время как по плану в одной только Дубне к 2010 году должно быть порядка 150 резидентов с общей суммой инвестиций в 8,2 млрд руб. Впрочем, признал глава «РосОЭЗ» Михаил Мишустин, приток резидентов не такой большой, как хотелось бы, из-за того, что закон требует значительных объемов инвестиций. По словам г-на Мишустина, рассматривается вопрос о снижении этого требования. Кроме того, предлагается отказаться от требования, что каждый крупный резидент должен построить собственное здание.
В течение этого года, по расчетам чиновников, зона в Татарстане получит порядка 7,7 млрд руб. частных инвестиций, в Липецкой области -- 5,3 млрд, а инвестиции во все технико-внедренческие зоны, гораздо менее затратные по инфраструктуре, запланированы на уровне 1,3 млрд рублей.
Вера СИТНИНА