В Нижегородской области разворачивается масштабная кампания по борьбе за авторские права
В числе главных претензий к России на ее долгом и мучительном пути во Всемирную торговую организацию --
недостаточная защита авторских прав. Но даже при большом желании добиться достаточной защиты трудно, о чем свидетельствует опыт некоторых российских регионов.
За последний год суды Нижнего Новгорода обязали владельцев нижегородских кинотеатров выплатить около 300 тыс. руб. авторам музыки к прокатываемым фильмам. Хотя сами предприниматели не уверены, правомочны ли различные организации собирать с них авторские отчисления.
По словам директора Волго-Вятского филиала Российского авторского общества (РАО) Максима Королева, с 2008 года вступает в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ. С этого времени утратят силу некоторые положения ныне действующего закона «Об авторских и смежных правах". В частности, будет введена государственная аккредитация на деятельность организаций, работающих в данной сфере. Например, если сегодня в области смежного права в России работают десятки организаций, со следующего года на этом рынке останется всего одна. «Государство хочет ввести монополию», -- пояснил «Времени новостей» Максим Королев.
У г-на Королева нет сомнений, что аккредитуют именно РАО. А пока этого не произошло, Российское авторское общество стремится доказать российским чиновникам свою незаменимость. Так, в прошлом году Волго-Вятским филиалом Российского авторского общества, который контролирует пять субъектов федерации, были выиграны судебные иски к владельцам нижегородских кинотеатров "Октябрь", "Мир", "Сормовский" и "Электрон". В пользу авторов музыки к фильмам "Дневной дозор", "Ночной дозор", "Сволочи", "Первый после бога" взыскано около 300 тыс. руб. Однако владельцы кинотеатров платить все равно отказываются.
По словам Максима Королева, кинотеатры должны перечислять 3% от суммы валового сбора за прокат картины в пользу авторов музыки. И судебные споры идут преимущественно о сумме этого валового сбора. В любом случае взыскать деньги сегодня пытаются судебные приставы. Например, за отказ выплачивать гонорар автору музыки к фильму "Пираты Карибского моря" владелец нижегородского кинотеатра "Импульс" оштрафован на 30 тыс. руб. Однако, даже несмотря на идущее в настоящее время исполнительное производство, лицензионные соглашения с РАО владельцы нижегородских кинотеатров заключать не спешат. «Неужели у одного композитора авторские права в Нижегородской области защищают десять различных организаций?» -- задается риторическим вопросом директор одного из кинотеатров.
Если киношники отказываются платить принципиально, владельцы ресторанов и кафе постепенно сдаются на милость РАО. В минувшем году Волго-Вятским филиалом Российского авторского общества выдано 100 лицензий 200 нижегородским предприятиям общественного питания на право публичного воспроизведения музыкальных композиций. «Однако до полного охвата еще далеко», -- признает Максим Королев. При этом величина ежемесячных отчислений авторам мелодий зависит от валовой выручки заведения, его общей площади или количества посадочных мест.
С другой стороны, как представители РАО вычисляют, какая музыка будет звучать в конкретной точке общепита на протяжении месяца, чтобы потом отчислять композиторам за прозвучавшую музыку? «На пользователя накладывается обязанность предоставлять отчет об используемых произведениях, по которому мы распределяем деньги авторам», -- пояснил "Времени новостей" Максим Королев. Тем не менее г-н Королев согласился, что реально отследить, сколько раз то или иное произведение того или иного автора звучало в кафе или ресторане, невозможно.
Поэтому борцы за авторские права идут по другому пути: чем больше заведение общепита, тем больше ставка. А что напишут владельцы ресторана или кафе о конкретных авторах музыки, мало кого интересует. По словам Максима Королева, в зависимости от масштабов заведения оно платит от 1 до 10 тыс. руб. в месяц за использование музыки тех или иных авторов. В 2006 году сумма сборов в пользу членов Российского авторского общества в пяти субъектах Волго-Вятского округа составила около 20 млн руб. В 2007 году планируется собрать 23 млн рублей.
Между тем многие нижегородские компании готовы платить вознаграждения авторам музыкальных произведений лишь в случае наличия у РАО индивидуальных договоров с конкретными композиторами и четко определенных критериев расчета величины авторских платежей. Так, генеральный директор группы компаний «Пир» Александр Котюсов пояснил, что согласен выплачивать авторские вознаграждения. Но при этом хотел бы получить гарантии, что эти деньги будут переданы артистам, а не осядут на счетах организаций, которые осуществляют их сбор. «Если РАО покажет нам договоры с авторами, чьи мелодии и тексты мы используем, то нет вопросов», --говорит г-н Котюсов.
По мнению генерального директора группы компаний «Столица Нижний» Олега Сорокина, организаций, взимающих авторские сборы, развелось больше, чем самих авторов. «Авторские права, конечно, должны соблюдаться, однако прежде чем платить, надо понять, кому платишь и правомочны ли они собирать такие платежи», -- говорит предприниматель.
Независимые эксперты в свою очередь полагают, что требования РАО законны лишь в том случае, когда сами авторы произведений передали этой структуре права на сбор авторских вознаграждений.
Кстати, авторские платежи с организаций по закону не взимаются лишь в том случае, если со дня смерти автора прошло 70 лет или если невозможно доподлинно установить авторство произведения, как в случае с народным творчеством. Поэтому обилию музыкального фольклора в кафе и ресторанах удивляться не стоит. По крайней мере за него не нужно платить авторские отчисления.
Единственная категория потенциальных аудиопиратов, до которой у представителей Российского авторского общества пока не доходят руки, -- владельцы маршрутных такси. С каждой маршрутки нужно брать по 500 руб. в месяц. Однако суммы маленькие, маршруток много, и за каждой не набегаешься. А уж о стационарных такси и речи нет. «Штат у нас небольшой, и финансируемся мы только самими авторами», -- улыбается Максим Королев. Причем явно не Ханс Циммер, написавший музыку к "Пиратам Карибского моря".