Время новостей
     N°66, 16 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.04.2007
Транспортное машиностроение: что впереди?
Правительство обсудило стратегию развития отрасли
Заседание правительства России, состоявшееся в прошедшую среду, было посвящено одной из наиболее важных тем, обсуждение которых министры запланировали на первое полугодие 2007 года, -- стратегии развития транспортного машиностроения. Принять документ с первого раза не удалось: министры поручили Минпромэнерго доработать документ, конкретизировать задачи, которые должно решить государство.

Стратегия предполагает разработку направлений развития отрасли в срок до 2015 года. «Непросто заглянуть в долгосрочную перспективу, а 2015 год -- план перспективный, -- заявил, открывая заседание правительства, премьер-министр Михаил Фрадков. -- Бизнес должен понять, какие суммы компании должны вложить и на что они могут рассчитывать... Если забуксуем в колее российской бюрократии, это будет не просто неоправданно, но и серьезной ошибкой».

Уровень важности этой отрасли трудно переоценить. Ведь она является технологической основой для самого доступного в России транспорта -- железной дороги. От того, как работает железнодорожное хозяйство, насколько оно справляется с пассажирскими и (особенно!) грузовыми перевозками, напрямую зависит судьба экономического роста, развития страны.

Руководители ОАО «РЖД» предупреждают: уже через несколько лет транспорт может превратиться в главный тормоз роста. Причина -- большая изношенность подвижного состава. До 2015 года предстоит заменить от 30 до 40% всего парка.

Понятно, почему государство уделяет отрасли такое большое внимание. Сохранение отечественной производственной базы требует активной позиции правительства. Мир давно не живет по старым учебникам экономики и не руководствуется ультралиберальными преставлениями о международной торговле. В отличие от россиян крупнейшие зарубежные производители пользуются самой активной поддержкой со стороны собственных правительств. На внутреннем рынке для них создаются действенные протекционистские барьеры. Если же речь идет о продвижении продукции за рубеж, то часто лоббирование соответствующего контракта происходит на самом высоком государственном уровне. Иностранные государства помогают своим машиностроителям и чисто экономическими методами, например льготными кредитами, которые предоставляются покупателям.

Российские производители не сидят сложа руки. В последние пять лет в транспортном машиностроении произошли большие позитивные перемены: на предприятия пришли стратегические инвесторы, разработаны новые модели локомотивов и вагонов, быстрыми темпами растет производство, например в 2006 году прирост производства электровозов оказался на уровне около 48%. Это при том, что годом ранее оно удвоилось. Программы модернизации, которые реализуются на многих предприятиях, предполагают в ближайшие годы резкое расширение производства.

Когда это оказывается необходимо, российские промышленники приобретают активы за рубежом. С 2006 года россиянам принадлежит старейший европейский инжиниринговый центр -- немецкий FTD Dessau, который специализируется на разработке высокотехнологичных компонентов для подвижного состава и производит суперсовременные поезда. В 2007 году отечественные машиностроители взяли под свой контроль расположенный на Украине Луганский тепловозостроительный завод. Это бывшее базовое предприятие советского МПС по производству магистральных грузовых тепловозов (в России крупными партиями такие машины не делают уже много десятилетий). Таким образом, занятый в машиностроении российский бизнес работает над тем, чтобы закрыть все потребности российских железных дорог как по номенклатуре, так и по техническому уровню продукции.

Опрошенные представители компаний, работающих в транспортном машиностроении, уверены, что им по силам самостоятельно разрешить возникающие трудности. По их словам, главная проблема состоит в том, что без помощи государства они будут вынуждены обходиться значительно меньшими ресурсами и потратят на восстановление отрасли больше времени.

«Мы очень рассчитываем, что доработка стратегии произойдет в самые кратчайшие сроки, -- надеются представители российского машиностроения. -- Если хотя бы часть заложенных в ней идей будет реализована, развитие отрасли пойдет значительно быстрее. Мы не просим создавать для нас тепличные условия, но надеемся, что они станут хотя бы в некоторой степени сопоставимы с теми, в которых работают наши европейские и американские конкуренты».

опубликовано в рубрике "Позиция"

Сергей СМИРНОВ