|
|
N°62, 10 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мобилизация спящих
В России есть реальная оппозиция, и власть не просто опасается ее, но даже пытается перенимать ее методы. Чтобы сделать вид, что в стране есть люди, готовые эту власть активно защищать.
Комсомол «Единой России» -- «Молодая гвардия» -- 14 апреля затевает в Москве «Марш согласных». Даже название этого несомненно высочайше одобренного флэш-моба является производным от «Маршей несогласных», проводимых оппозиционной «Другой Россией». И день выбран сознательно: он совпадает с датой проведения в Москве очередного запрещенного «Марша несогласных». Точно такой же «мобилизацией спящих», как и «Марш согласных», является неадекватная реакция в виде бойкота ряда партий (среди которых есть квазилиберальная прокремлевская партия «Гражданская сила» и, надеюсь, все-таки нет СПС), объявленного изданию «Газета» за публикацию интервью одного из лидеров «Другой России» Эдуарда Лимонова.
Вся политическая стратегия власти в последние годы по отношению к народу была направлена на усыпление электората. Молчаливо- послушное большинство -- подходящий материал для власти. Но этот материал никуда не годится, когда по закону необходимо не только сохранить старую систему власти при новом президенте, но еще и удовлетворить амбиции противоборствующих теневых провластных группировок. Ведь весь рейтинг власти в России -- это личный рейтинг уходящего (по действующему законодательству) президента Путина. Реальных хозяев страны народ просто не знает, а симулякры вроде «Единой России» и «Справедливой России», даже если и получат на двоих конституционное большинство в новой Думе, все равно ведь не будут править государством.
Поэтому и получается, что реальные активные противники власти -- вот они, на запрещаемых повсеместно акциях «Другой России», а реальных сторонников вроде как и нет. Они с подачи самой власти копаются на огородах да смотрят истребившие всякую информацию общенациональные телеканалы.
Следовательно, есть смысл создавать видимость готовности хотя бы части населения активно поддержать власть. «Маршей согласных» не бывает по определению, ибо согласные всегда молчат и не высовываются. Поэтому если их выводят на марш, значит, кукловоды не уверены, что марионеточная труппа будет безропотно и долгосрочно "крышевать" бизнес власти своей апатией. Ведь одно дело поддерживать Путина и совсем другое -- реальных владельцев крупнейших государственных бизнес-активов, фактических командиров страны, не являющихся публичными фигурами и предпочитающих теневую политику.
В результате те, кто всячески утрамбовывал электоральное поле и истреблял легальные демократические формы политической борьбы, теперь сами вынуждены прибегать к публичным акциям. «Единой России» контрмарш против «Другой России» нужен как демонстрация лояльности своим фактическим хозяевам в условиях, когда появилась «Справедливая Россия» и монополия на роль единственной «главной партии» пошатнулась. Самой власти, пребывающей в убеждении, что жизнь -- исключительно то, что показывают по телевизору, «Марш согласных» позволяет создать правильную «картинку» многотысячного, пусть и декоративного, искусственного, шествия в поддержку власти на фоне гораздо менее массового «Марша несогласных». Тем более что «несогласных» не только запрещают, но и стараются не показывать по телевизору. Будто бы их нет.
Но делать вид, что активной оппозиции в России нет, а активные сторонники власти есть, все равно бессмысленно. Жизнь не укладывается в политтехнологические рамки. И если «несогласные» есть внутри самой правящей элиты (поверьте, они есть), а мотив несогласия -- шкурные интересы, никакие «Марши согласных» накала реальной политической борьбы в стране не уменьшат.
Ну а задача ответственной оппозиции -- не участвовать в этой провластной теневой политической борьбе, а пытаться демократическими способами (отстаиванием Конституции, честных выборов, публичными мирными политическими акциями) убедить ответственную часть населения, что России пора возвращаться на цивилизованный путь развития. Потому что история нашей страны показывает: когда паны дерутся, холопам отсидеться на огородах все равно не удается.
Семен Новопрудский