Идея
повышения штрафов за нарушения правил дорожного движения, предложенная Госдумой, оказывается, не только не вызывает отторжения у россиян, но и, наоборот, поддерживается и многими автомобилистами, и пешеходами. Удивительную сознательность граждан, резко контрастирующую с ситуацией на дорогах, выявил социологический опрос, проведенный фондом «Общественное мнение» после одобрения депутатами в первом чтении поправок в Административный кодекс. Только 10% опрошенных заявили, что предлагаемое законодателями ужесточение наказаний нанесет вред, еще 22% видят в повышении штрафов не только отрицательные, но и положительные стороны, а 42% убеждены в том, что эта мера будет полезна. Остальные либо затруднились с ответом, либо полагают, что и после ужесточения наказаний ситуация на дорогах не изменится.
В целом россияне, если судить по их ответам социологам, настроены довольно радикально. За ужесточение наказания водителей выступают 67% респондентов, в то время как против этой меры высказались лишь 19% опрошенных. Правда, в выборке из 1500 человек, представляющих 100 населенных пунктов 44 регионов страны, оказалось немало пешеходов. Среди опрошенных водителей доля противников жестких мер значительно больше средней (31%). К тому же, когда социологи пытались предложить опрашиваемым альтернативные меры -- например, не ужесточать наказание, но добиться того, чтобы оно было неотвратимым для всех -- репрессивные порывы проявлялись уже значительно реже.
Но практически все респонденты полагают, что какие-то меры властям предпринимать нужно, потому что передвижение по дорогам России становится небезопасным. Только 8% опрошенных оценили дорожную обстановку в своем регионе как «хорошую» и только 6% заявили, что там, где они живут, водители никогда не нарушают правил дорожного движения. 46% респондентов называют положение дел на дорогах плохим, а 37% -- удовлетворительным. Подавляющее большинство респондентов утверждает, что правила дорожного движения нарушаются, правда, 64% считают, что часто, а 18% -- что редко. Более того, по мнению четверти опрошенных (27%), за последние год-два ситуация только ухудшилась.
Однако депутат нижней палаты и лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин полагает, что естественное желание россиян видеть порядок на дорогах нельзя автоматически переносить на поддержку конкретного, обсуждаемого сейчас в Госдуме законопроекта. «Мы сами проводили аналогичное исследование и получили примерно такие же результаты: 60--70% опрошенных поддержали ужесточение наказаний за нарушения правил дорожного движения, -- рассказал он корреспонденту «Времени новостей». -- Однако конкретный законопроект поддержали всего 5--10% респондентов. Когда люди поймут, что в результате принятия закона произвол на дороге возрастет многократно, их энтузиазм в поддержку этих мер значительно поубавится. Безусловно, есть основа для консенсуса, но усиление ответственности должно происходить без расширения полномочий ГИБДД и носить разумный характер. Ведь гораздо больше, чем ужесточения наказаний, люди требуют реформы автоинспекции».
К слову, тот же опрос фонда «Общественное мнение» показал, что только 9% респондентов оценивают работу ГИБДД положительно, большинство же заявило, что автоинспекторы справляются со своими обязанностями плохо (34%) и удовлетворительно (29%).