|
|
N°58, 04 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бурный ренессанс
Сергей Кириенко собирается выполнить решения XXVI съезда КПСС
На вчерашнем пленарном заседании форума «ТЭК России в XXI веке» правительственные чиновники и топ-менеджеры крупных компаний еще раз подтвердили, что не имеют единых взглядов на развитие энергетического комплекса страны. С одной стороны, все говорили о необходимости как можно скорее прийти к настоящим рыночным взаимоотношениям во всех сферах комплекса, а с другой -- о необходимости создавать крупные вертикально-интегрированные холдинги, желательно подконтрольные государству. При этом Владимир Путин, как известно, требует скорее принять внятную энергополитику. Иными словами, в российском ТЭКе складывается классическая ситуация «Лебедь, рак и щука».
Вице-премьер Сергей Нарышкин, который вчера дебютировал в качестве высокопоставленного правительственного чиновника, так или иначе курирующего ТЭК, в конце своего приветственного слова неожиданно отошел от текста и заявил: «Надо сказать о том, что топливно-энергетический комплекс, наша энергетика -- это серьезный ресурс и наш серьезный аргумент во внешнеэкономической деятельности, во внешнеполитической деятельности российского государства. Но этим аргументом, этим ресурсом российское правительство, российское государство будет пользоваться без каких-либо политических спекуляций, без какого-либо политического давления».
Его мысль продолжил глава «Росатома» Сергей Кириенко. «Идет бурный ренессанс атомной энергетики в мире, -- заявил он. -- По самым скромным оценкам, в мире за ближайшие 30 лет будет построено от 300 до 600 ГВт новых атомных энергоблоков. С учетом потенциала России, с учетом того, что многие из этих рынков являются для нас традиционными, Россия может претендовать как минимум на 20% этого рынка. А для этого, чтобы эффективно конкурировать в мировом разделении труда, мы должны выстроить такую же организационную систему, которая готова конкурировать с сегодняшними гигантами атомной отрасли в мире -- такими, как международный консорциум Areva Siemens, Westinghouse. Поэтому формируется вертикально-интегрированная государственная компания (на базе принадлежащих «Росатому» предприятий. -- Ред.), которая объединит всю технологическую цепочку в атомной отрасли -- от добычи природного урана, атомного энергомашиностроения, генерации электроэнергии и утилизации отходов, которые при этом возникают».
Впрочем, г-н Кириенко в своем выступлении делал упор на то, что в России необходимо строить больше атомных энергоблоков: сейчас доля атомной энергетики в стране составляет 16%, «Росатом» же, по его словам, ставит задачу увеличить ее до 25% к 2020 году, а в более дальней перспективе -- до 30%. Для этого, по его словам, необходимо с этого года закладывать строительство двух энергоблоков каждый год, к 2012 году они будут вводиться в эксплуатацию, а с 2015 года -- строить по три блока в год. «Я поднял решения по развитию атомной энергетики, которые были приняты в программе развития экономики Советского Союза, утвержденные на XXVI съезде партии, -- рассказал г-н Кириенко. -- Там была заложена задача, что в конце 11-й пятилетки выйти на строительство не менее семи новых энергоблоков каждый год, а к концу 12-й пятилетки выйти на уровень не менее десяти новых энергоблоков атомных мощностей каждый год. Может быть, пришла пора начинать выполнять решения съезда партии».
Впрочем, столь стремительные планы строительства электростанций правительство будет обсуждать лишь 19 апреля, сообщил член правления РАО «ЕЭС России» Юрий Удальцов. По его словам, в этот день кабинет министров наконец выполнит поручения Владимира Путина, данные летом и осенью прошлого года и утвердит генеральную схему размещения энергообъектов до 2020 года. Ее подготовило РАО совместно с участниками энергорынка (какими именно -- неизвестно, но «Росатом», как неоднократно говорил Анатолий Чубайс, присылал свои предложения), затем она была месяц назад направлена в правительство и с тех пор проходит согласования. «У нее два этапа, -- рассказал г-н Удальцов. -- До 2010 года -- это ввод газовых мощностей (т.е. электростанций, работающих на газе. -- Ред.), чтобы покрыть нарастающий потенциальный дефицит мощности, и существенный прирост и увеличение угольной доли (в топливном балансе. -- Ред.) начиная с 2010 года. Почему начиная с 2010-го? Потому что невозможно до 2010 года существенно нарастить ввод угольных мощностей. При этом мы в первом периоде -- 2007--2010 годы -- будем активно внедрять исключительно эффективное парогазовое оборудование (на электростанциях, где уже началось строительство новых блоков. -- Ред.), тем самым повышая эффективность использования газа и снижая его долю в энергетическом балансе. Правда, на этом фоне мы предлагаем на первых порах паросиловые блоки оставить в консервации, чтобы у государства был резерв для сжигания мазута на случай непредвиденных обстоятельство либо в электроэнергетике, либо в газовой отрасли. В генеральной схеме размещения особое внимание уделяется развитию сетевой инфраструктуры, которая должна решить задачу распределения сильно растущей в стране электрической мощности. И ключевым моментом является строительство двух крупных ЛЭП постоянного тока между Сибирью и Европой, что позволит перебрасывать мощность из Сибири -- угольную и гидроэнергию -- на территорию европейской части страны».
Впрочем, уже очевидно, что разработанную в РАО генеральную схему согласуют далеко не все министерства. Глава Минрегионразвития Владимир Яковлев довольно резко ее раскритиковал. Он заявил, что «схема размещения энергообъектов не учитывает демографическую и миграционную ситуацию»: энергоблоки и ЛЭП будут построены, а люди из этих населенных пунктов уезжают. Кроме того, по его словам, генеральная схема ориентирована в основном на энергоснабжение промышленных предприятий и крупных регионов и не учитывает возрастающую роль жилищно-коммунального комплекса в потреблении. По данным г-на Яковлева, уже одну пятую электроэнергии в стране потребляет население, и эта доля будет только расти. «Поэтому нужно учитывать развитие ЖКХ», -- подвел итог министр.
В этих условиях, когда все заинтересованные в развитии энергетики структуры говорят на разных языках, Минпромэнерго начало работу по уточнению Энергетической стратегии России до 2020 года, которая была принята в 2002 году, но уже спустя два года стала абсолютно неактуальной из-за кардинально неверных прогнозов развития отраслей. Кроме того, как сообщил вчера замминистра Андрей Реус, «утвержден соответствующий план работ, предусматривающий в качестве главного результата подготовку уже в 2007 году проекта Энергетической стратегии России на период до 2030 года». При этом, указал он, цифры в стратегии будут пересматривать каждые пять лет. Энергетическая же политика, надеется он, останется неизменной.
Николай ГОРЕЛОВ