|
|
N°58, 04 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Избирательная отставка
Чистка ЦИК и латиноамериканский опыт
Неожиданная отставка с поста главы Центральной избирательной комиссии Александра Вешнякова и вброс сразу после нее в публичную политическую дискуссию темы третьего срока президента с подачи спикера Совета Федерации, лидера провластной партии "Справедливая Россия" Сергея Миронова кажутся нам не случайными. Во всяком случае, как показывает зарубежный опыт, желание взять под полный контроль орган, проводящий выборы, нередко связано с намерением главы государства остаться у власти дольше, чем положено по закону.
Александр Вешняков, верой и правдой служивший много лет исполнительной власти, отнюдь не по собственной воле покинул занимаемый пост. Президент не включил его в новый состав Центральной избирательной комиссии. Причина, на наш взгляд, заключается в том, что недавно г-н Вешняков публично усомнился в правомерности законодательно оформленных инициатив касательно отмены порога явки на выборах, ликвидации графы «против всех» в избирательных бюллетенях и ряда других.
Сам фигурант, пытаясь скрыть шок, специфику создавшейся ситуации изложил в свойственной ему деликатной манере, сказав буквально следующее: «Вероятно, одной из причин моей отставки является то, что президенту РФ в соответствии с Конституцией нельзя идти на третий срок. Председателю Центризбиркома -- по Основному закону -- можно. Но теперь будет нельзя». Невооруженным глазом видна явная нестыковка между фразами. Однако обратимся к зарубежному опыту. Он весьма поучителен.
Для контраста упомянем казус, происшедший во время промежуточных парламентских выборов 2003 года в Мексике. В этой стране Федеральный избирательный институт (аналог российской ЦИК) сделал президенту Висенте Фоксу замечание по поводу прокрутки по телевидению роликов о деятельности правительства. Орган, проводящий выборы, расценил это как косвенную агитацию за кандидатов правящей партии «Национальное действие», пытавшейся добиться квалифицированного большинства в нижней палате конгресса союза. Президент внял предупреждению и распорядился снять ролики из эфира. Громкий скандал обернулся для партии власти потерей многих мандатов. Зато руководство высшей электоральной инстанции сохранило занимаемое кресло. Это был своего рода образец функционирования демократии, где действует принцип разделения властей. Справедливости ради следует сказать, что Мексика не сразу пришла к существующему положению вещей, путь был тернистым и длительным.
Прямо противоположный случай сравнительно недавно имел место в другой латиноамериканской стране -- Венесуэле. Там руководитель Национального избирательного совета, подводившего итоги президентских выборов в декабре 2006 года, удостоился премии, получил пост исполнительного вице-президента. Награда нашла героя, блестяще справившегося с задачей. Он обеспечил действующему главе государства Уго Чавесу 60% голосов. И тем самым право оставаться в своем кресле еще по меньшей мере шесть лет.
При этом вице-президент в Венесуэле не избирается, а назначается. За восемь лет пребывания Уго Чавеса на вершине политического олимпа в роли формально второго лица в иерархии власти сменилось шесть персонажей.
Любопытная коллизия произошла в другой латиноамериканской стране -- Перу. Там в конце 1993 года была одобрена новая конституция, предоставившая главе государства право на повторное избрание непосредственно по завершении предыдущего мандата, что запрещалось прежним основным законом. В соответствии с новой конституцией президент Альберто Фухимори, находившийся на вершине власти с 1990 года, в 1995 году избирался на второй срок.
Кажущаяся прочность завоеванных позиций, своеобразное головокружение от успехов позволили Фухимори уверовать в свое мессианское предназначение, особую роль в определении судеб страны. В этих условиях он, закусив удила, ринулся напролом и в третий раз задумал выставить свою кандидатуру на высший государственный пост. Но препятствием могла служить уже новая конституция. Еще на дальних подступах к выборам, в мае 1997 года, возник острый конфликт между парламентом и конституционным судом по поводу трактовки статьи 112 нового основного закона.
Конфликт завершился отставкой четырех из семи членов суда, отказавших Фухимори в праве выдвигаться в 2000 году, и назначением нового состава суда. За этим последовала реорганизация Национального избирательного совета с целью не допустить отвода его кандидатуры от участия в предстоящих выборах.
В июле 1997 года парламент Перу одобрил так называемый закон о подлинной интерпретации конституции. Документ устанавливал, что первым сроком пребывания Фухимори на посту президента следует считать не 1990--1995 годы, а 1995--2000-й. Это аргументировалось тем, что первый срок пришелся на период до принятия конституции и, соответственно, ее действие не распространяется на прошлое. Ясно, что парламент, подмятый главой государства, не мог принять иного постановления. Так была найдена сомнительная юридическая лазейка для выдвижения г-на Фухимори в президенты в 2000 году.
Принимая во внимание богатый зарубежный опыт, есть основания предполагать наличие важного обстоятельства, предопределившего отстранение Александра Вешнякова. Это своеобразная заявка на третий президентский срок. Такой вариант, о чем лишний раз свидетельствует выступление Сергея Миронова -- третьего человека в государстве, активно прорабатывается частью политического окружения президента и встретил бы молчаливое одобрение большинства населения.
Первый шаг в этом направлении, глубоко законспирированный, на наш взгляд, уже сделан. Это выглядит как составная часть продуманной многоходовой комбинации. Началась зачистка важнейшей структуры, вместе с председателем уходит его команда. Центральная избирательная комиссия получила ясный сигнал: стать абсолютно послушной.
Такая покорность в случае чего понадобится и при выдвижении выбранного Кремлем преемника, и в ходе досрочных выборов, если преемника заставят уйти раньше времени -- тогда Путин сможет опять баллотироваться в президенты совершенно законно.
В пользу выдвинутой гипотезы свидетельствует факт избрания на освободившееся место именно Владимира Чурова. Знаковость нового назначенца определяется, по меньшей мере, двумя факторами. С одной стороны, это очередной выходец из Санкт-Петербурга, сотрудник мэрии в период работы там Владимира Путина. С другой -- парламентарий, избранный по спискам ЛДПР, квазиоппозиционной партии, неизменно демонстрирующей лояльность власти. Такой послужной список и полная лояльность нового главы ЦИК позволяют обеспечить желаемый исход выборов либо выборы действующего президента на третий срок. По крайней мере, протестовать против соответствующих поправок в Конституцию Владимир Чуров точно не станет.
Эмиль ДАБАГЯН, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН