|
|
N°56, 02 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большой блеф
Новая "телеверсия" убийства Александра Литвиненко
Генпрокуратура РФ вчера озвучила по сути новую версию убийства бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, в ноябре прошлого года скончавшегося в лондонской клинике от отравления редким радиоактивным материалом полоний-210. Сделали это следователи не сами, а через журналистов. Вечером в воскресенье в очередном выпуске телепередачи «Вести недели» на госканале "Россия" был показан репортаж о некоем знакомом Литвиненко -- "Петре", который вместе с погибшим в свое время якобы оказался втянутым в аферу, благодаря которой Борис Березовский смог получить политическое убежище в Великобритании.
Этот человек, являющийся теперь важным свидетелем по «делу Литвиненко», рассказал корреспонденту, что его вынудили объявить себя агентом ФСБ, направленным в Лондон для покушения на Березовского. В дальнейшем аудиозапись с этими признаниями была предоставлена британскому суду, решавшему вопрос об экстрадиции Березовского в Россию, и стала одним из оснований для отказа российским следователям. Таким образом, Литвиненко и этот человек стали свидетелями блефа Березовского, убедившего английские власти, что на родине его преследуют по политическим мотивам и пытаются устранить. Соответственно, как отметили авторы телесюжета, появилась новая версия, согласно которой Литвиненко могли убрать за то, что он слишком много знал о Березовском.
Насчет того, что Борис Березовский теперь является главным подозреваемым в отравлении Литвиненко, в телесюжете напрямую сказано не было, но на всякий случай отмечено, что «выживший» приятель Литвиненко теперь опасается за свою жизни и находится под охраной сотрудников Скотланд-Ярда по просьбе Генпрокуратуры РФ. Примечательно, что таинственный свидетель (его фамилия названа не была, а в репортаже он показан только со спины) в расследовании скандального дела об отравлении Литвиненко появился спустя сутки после допроса Березовского следователем Генпрокуратуры. Очевидно, теперь российские власти попытаются использовать озвученную по телевидению версию для очередной попытки заполучить наконец опального олигарха, на которого в России заведен целый ряд уголовных дел.
Бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко, сбежавший в 2000 году в Англию и прославившийся разоблачениями «козней» бывших коллег, скончался 23 ноября в лондонской клинике после загадочной болезни, постигшей его несколькими неделями ранее. Позже эксперты установили, что он был отправлен редким радиоактивным элементом полоний-210, который ему кто-то, вероятнее всего, подмешал в еду или напитки. Борис Березовский, с которым тесно общался Литвиненко, почти сразу объявил, что того отравили российские спецслужбы «по заказу Путина». Английская полиция, продолжающая расследование этого дела, никаких версий до сих пор не озвучивала, выяснив только, что яд Литвиненко, скорее всего, был подмешан во время его встреч с несколькими бывшими сотрудниками российских спецслужб, занимающимися теперь бизнесом. Чуть позже расследованием «дела Литвиненко» занялась и Генпрокуратура РФ, заведя свое уголовное дело. Поводом для этого послужил тот факт, что от того же полония-210 пострадал и один из российских партнеров Литвиненко, с которым он встречался, -- Дмитрий Ковтун, что было расценено как покушение на убийство.
Занимающиеся этим делом сотрудники Генпрокуратуры РФ прибыли в Лондон 27 марта. По словам замгенпрокурора Александра Звягинцева, следователи собирались допросить там более ста человек, в том числе и предпринимателя Бориса Березовского. Поездка в Лондон -- это ответный визит российских следователей. Ранее, в декабре прошлого года, в Москве в рамках расследования «дела Литвиненко» побывали сотрудники Скотланд-Ярда, которые допросили здесь порядка десяти свидетелей, в том числе Дмитрия Ковтуна и другого бизнес-партнера Литвиненко -- Андрея Лугового.
Березовскому о приезде делегации из России сообщили во вторник представители Скотланд-Ярда. Они объяснили эмигранту, что встречаться с правоохранителями из России он не обязан и может отказаться от этого свидания. Однако олигарх согласился на встречу. По его словам, он решился на этот шаг, чтобы не давать российским властям повода заявлять о том, что британская сторона отказалась от сотрудничества, а поэтому Москва, у которой находятся два главных подозреваемых в убийстве -- Дмитрий Ковтун и Андрей Луговой, не будет помогать Великобритании. Березовский также высказался, что российские власти открыли параллельное расследование лишь для того, чтобы отвлечь внимание от расследования, проводимого Скотланд-Ярдом.
Согласившись на встречу, Березовский выдвинул ряд требований, которые были выполнены, -- встреча со следователями должна была пройти на английской территории, а не в посольстве РФ; российских правоохранителей следовало проверить на наличие ядов и оружия; беседа должна была записываться на видео с условием, что Березовский получит копию.
Встреча Березовского со следователем Александром Отводовым в офисе британской полиции прошла в пятницу и длилась около четырех часов. Ее итог в Генпрокуратуре прокомментировали кратко: «Допрос прошел нормально». Более словоохотлив оказался г-н Березовский: «Три с половиной часа меня расспрашивали о моих счетах, о счетах моих родственников и знакомых. В конце концов я сказал следователю: «У меня ощущение, что вы либо налоговый инспектор, либо представитель банка, который хочет, чтобы я стал их клиентом. И мы все стали клиентами банка. Я абсолютно не понимаю, зачем вы приехали. Вы еще что-то хотите спросить?» Ведь у приезда следователя должна быть какая-то цель? И тогда он замялся и говорит: «Ну хорошо, скажите, а почему вы думаете, что Путин заказал это преступление, почему Луговой был исполнителем?» Я привел факты».
Кроме того, по словам Березовского, он передал следователю переписку с военной прокуратурой России в 1998 году и переписку с Литвиненко. Он отметил, что расценивает допрос как фарс, потому что вопросы по существу были заданы только напоследок. Вместе с тем Березовский сообщил, что в пятницу следователи прокуратуры также встречались с «главой МИД Ичкерии» Ахмедом Закаевым, также проживающим в Лондоне, но не знает, какие вопросы задавали ему.
Вчера же появилась информация о существовании еще одного свидетеля по «делу Литвиненко». Его фамилия не называется, однако говорится, что он находится под защитой Генпрокуратуры и Скотланд-Ярда из-за опасения, что его ждет участь Литвиненко, поскольку вместе с убитым он якобы стал свидетелем блефа, обеспечившего Березовскому политубежище в Великобритании. По словам свидетеля, Литвиненко в 2002--2003 годах пытался убедить его дать показания, будто он агент ФСБ, направленный в Лондон для покушения на Березовского, его соратника Юлия Дубова и самого Литвиненко. По словам свидетеля, он отказался, и тогда ему подмешали в кофе психотропные вещества и сфальсифицировали аудиозапись с «признаниями». Потом эти материалы Литвиненко предоставил суду, решавшему вопрос об экстрадиции опального олигарха, и они позволили Березовскому избежать экстрадиции и получить от властей Британии статус политического беженца. Отношения свидетеля с Литвиненко испортились, а позже он заметил, что за ним ведется слежка, ему начали поступать угрозы, и он обратился за защитой в Скотланд-Ярд и Генпрокуратуру РФ. А когда по заявлению свидетеля началось официальное расследование и полицейские якобы захотели пообщаться с Литвиненко, тот вдруг умер, как теперь выяснилось, от отравления.
Борис Березовский молниеносно отреагировал на появление новой версии гибели Александра Литвиненко. «Если бы такая версия существовала как реальная, то Скотланд-Ярд давно должен был бы заинтересоваться ей и не ездить в Москву в самом начале расследования, -- сообщил он в интервью российским журналистам. -- Все эти многочисленные версии, которые продолжают появляться, являются только следствием того, что российская власть хочет прикрыть это преступление. И те, кто прикрывает это преступление, в свою очередь становятся преступниками. Совершенно очевидно сегодня, что все следы ведут в Москву и на самый верх. Без участия государства, без участия лично Путина подобные преступления не мог совершить никто».
Алексей ИВЛЕВ