|
|
N°56, 02 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уходя уходи
Мистер Бин в последний раз появился на экранах
Впервые мистер Бин (Роуэн Аткинсон) появился на английских телеэкранах 1 января 1990 года -- и с этого момента окружающая действительность уподобилась электрической розетке, в которую чьи-то шаловливые руки-крюки вставили кривую общепитовскую вилку. Это был очень специфический, но абсолютно настоящий юмор -- скетчи, в которых под ударами толоконного биновского лба трещала мебель, рыдали испуганные младенцы, которым Бин делал угрожающего вида «козу», и больше всего доставалось единственному биновскому другу -- плюшевому медвежонку Тедди, над которым то и дело ставились вполне садистские эксперименты. Бин колобродил по телеэкрану пять сезонов, удостоился нескольких видеосборников лучшего и любимого, стал персонажем не особенно удачных мультфильмов, а десять лет назад оказался героем полнометражного фильма, в котором не изменил своим привычкам: в первых же кадрах этого весьма своеобразного произведения пришедшие в кинотеатры зрители могли насладиться сценой, в которой мистер Бин брил себе язык электробритвой. Впрочем, даже таким вещам в конце концов приходит конец, и в прошлом году Роуэн Аткинсон официально объявил, что намерен расстаться с образом Бина навсегда. Но напоследок все-таки отыгрался, результатом чего стал фильм «Мистер Бин на отдыхе».
В своем предыдущем полнометражном явлении Бин тоже отправлялся в путешествие -- только в Лос-Анджелес, где чуть было не уничтожил величайшее американское живописное полотно всех времен и едва не разрушил жизнь неосмотрительно пригласившего его к себе музейного работника. Но в тот раз Бин находился при исполнении своих служебных обязанностей (по какому-то не укладывающемуся в голове штатному расписанию он служил смотрителем лондонской национальной галереи), а теперь полностью предоставлен сам себе. И еще неизвестно, что страшнее. На сей раз Бин выигрывает турпутевку во Францию и отправляется в опасное (в основном для окружающих) путешествие по Лазурному берегу, чтобы в итоге оказаться ни много ни мало на Каннском кинофестивале. До того момента горе-путешественник успевает насладиться видами достопримечательностей, да так, что от них мало что остается, вступить в противоестественные отношения с морскими деликатесами (то, что Бин проделывает, допустим, с устрицами, заставляет вспомнить скандальные документальные фильмы о нравах экзотических народов вроде «Шокирующей Азии»), а также подружиться с мальчиком Степаном (Макс Балдри), сыном знаменитого русского кинорежиссера Эмиля (Карел Роден), который тоже направляется в Канн заседать в жюри (впрочем, дружбой это тоже можно назвать с большой натяжкой, так как отец Степана абсолютно уверен, что его сын похищен неизвестным злодеем) и актрисой Сабиной (Эмма Де Кон). Параллельно Бин запечатлевает основные этапы своей поездки на видеокамеру, так что на главный кинофестиваль мира он прибывает не с пустыми руками -- и его шедевр производит на профессиональных кинематографистов не меньшее впечатление, чем он сам.
Анализировать эту картину в подробностях довольно странно. Совершенно понятно, что сюжет тут мог быть каким угодно и Бин мог отправиться на Северный полюс, а вместо русского кинорежиссера мог появиться персонаж любой национальности и рода занятий. Главным все равно остаются неподражаемые ужимки главного героя, его абсолютно идиотская походка и бескрайний деструктивный потенциал. К сожалению, приходится признать, что былые трюки уже не вызывают столь дистиллированного восторга, как раньше. Разумеется, это смешно, но уже не до колик. К тому же, вынужденный по законам большого кино работать в команде, Бин теряет большую часть своего фирменного стиля и из уникума превращается в стандартного героя приключенческой «комедии про друзей». Да и кинематографический контекст (как и музейная линия в предыдущем фильме) забавляет постольку-поскольку -- конечно, занятно посмотреть, например, на Уильяма Дефо в роли артхаусного режиссера, привезшего в Канн свой фильм, да и на сам этот фильм, пародирующий фестивально-интеллектуальные штампы -- но при чем тут Бин? В свое время он доводил зрителя до счастливой истерики, иногда не покидая за всю телесерию пределов собственной ванной комнаты -- а на международных просторах как-то растерялся и потух. Хотя, возможно, создатели картины намеренно сделали французские каникулы Бина не такими уж феерическими, как ожидалось -- например, для того, чтобы прощание с любимым героем не вызвало у его поклонников горестных чувств. И мысль о возможном возвращении Бина на большой экран не завладела бы умами прогрессивной общественности.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ