|
|
N°55, 30 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Немецкий уран для советской атомной бомбы
В эти дни ставится точка в истории советско-восточногерманского предприятия по добыче урановой руды «Висмут». Этот горный комбинат с первых послевоенных лет поставлял «начинку» для советской атомной бомбы, а впоследствии и сырье для АЭС. С воссоединением Германии в 1990 году «Висмут», ставший к тому времени третьим в мире по объемам урановой добычи, прекратил существование. К тому времени уже стали известны некоторые скрытые под грифом секретности и полные драматизма стороны его жизни. В 1991 году федеральное правительство Германии приняло рассчитанную на 15 лет программу рекультивации регионов, затронутых урановыми разработками. Ведь из-за несоблюдения норм предосторожности в первые послевоенные годы радиоактивному заражению подверглись значительные территории.
Теперь все это ушло в прошлое. Идиллический тюрингский городок Роннебург, где до конца 1980-х годов велись крупнейшие в ГДР разработки урановой руды, станет с этого апреля центром ежегодной всегерманской выставки садоводства «Бундесгартеншау-2007». Реализация программы восстановления земель, на которых хозяйствовал «Висмут», обошлась федеральному бюджету Германии в 7 млрд евро. О малоизвестных страницах истории «Висмута» «Времени новостей» рассказал немецкий историк Райнер КАРЛШ, автор только что вышедшей в Германии книги «Уран для Москвы».
-- В конце второй мировой войны СССР и США форсировали программы создания атомной бомбы. Почему у советского руководства возникла идея о добыче урана в Германии?
-- Идея начать поиски урана за границей родилась еще в 1944 году, она обсуждалась на уровне министерства внутренних дел, и активное участие в этом принимал Лаврентий Берия (нарком внутренних дел и зампред правительства. -- Ред.). В СССР в те годы было мало разведанных запасов урановой руды. Было известно про некоторые запасы в Узбекистане. И было решено искать уран повсюду, где имелись возможности для надежного обеспечения советской атомной программы. Сразу после войны поиски урана велись по следам немецких геологов в Болгарии, Чехословакии и даже Северной Корее. Это были важнейшие залежи урановой руды, доступные тогда советским специалистам. Остановились на регионе Саксонии и Тюрингии, что и стало исходной точкой для создания предприятия под названием «Акционерное общество «Висмут».
-- Для социалистической плановой экономики название странное...
-- Но ведь речь-то шла о создании очередного секретного производства. Поэтому и его название должно было вводить противника в заблуждение. Среди элементов периодической системы висмут -- последний практически не радиоактивный элемент. И понятие «акционерное общество» было призвано создавать ореол неизвестности вокруг загадочного предприятия.
-- А до войны в Саксонии и Тюрингии велась добыча урана?
-- Горнодобыча в Рудных горах существовала давно. Добывали редкие металлы -- серебро, олово, цинк. Когда попадались пласты урановой руды, горняки не знали, что с ними делать. Немного этой руды шло для окрашивания прозрачного стекла. Так возникло производство знаменитого богемского стекла. Вообще-то залежи урана горняки называли «слоем невезения»: девать его было тогда некуда. Лишь позже, когда были открыты радиоактивность и рентгеновские лучи, стали возникать идеи по использованию урановой руды. В конце XIX века был выделен новый радиоактивный элемент под названием радон. К тому времени опытным путем установили медицинскую пользу урана и радия, являвшихся природными источниками радиоактивности в лечебных источниках в тех краях. В тюрингском Роннебурге такой живительный источник был известен с 1666 года.
Увлечение якобы целебными свойствами радиоактивных элементов существовало вплоть до начала прошлого века. В здешних краях возникли курорты с радоновыми водо- и грязелечебницами. Радий и радон еще в 30-е годы добавляли не только в соли для хвойных ванн, жидкости для укрепления волос, но даже в зубные пасты, шоколад. До тех пор пока американские ученые не установили прямую зависимость роста раковых опухолей и избыточного облучения. Советская военная администрация с первых шагов взяла под контроль здешнюю горнодобывающую промышленность и начала использовать имеющуюся инфраструктуру для добычи урана. Он был необходим для советской программы создания атомной бомбы, которая находилась уже в стадии практической реализации.
-- Но ведь поначалу и Тюрингия, и Саксония были заняты войсками союзников. Лишь позже этот регион был передан под контроль советской администрации. Почему американцы с такой легкостью отказались от этих земель?
-- Западные союзники оказались в ловушке собственных представлений о рентабельности. Они, конечно, изучали эти места на предмет залежей урановой руды. Они ее обнаружили южнее -- в Богемии. Здешние запасы показались им такими незначительными, что они посчитали безумием открывать здесь урановые рудники. Зачем? Ведь дешевле, проще и качественнее тогда было купить уран, скажем, у Бельгии. В годы второй мировой войны США и Великобритания из Бельгийского Конго в крупных масштабах вывозили военно-стратегическое сырье -- медь, олово, кобальт, цинк, уран и т.п. В лучшие годы существования социалистического «Висмута» урановая руда обходилась СССР примерно в пять раз дороже, чем можно было бы ее приобрести на мировых рынках.
Но цена в подобных советских проектах никогда не играла первостепенной роли. К тому же длительное время уран из ГДР поставлялся в Советский Союз в счет военных репараций. Сам «Висмут», в первые послевоенные годы управлявшийся напрямую из Москвы, был самым крупным репарационным объектом. С начала 1954 года бывшие предприятия советской администрации были преобразованы в народные предприятия ГДР. СССР и ГДР официально владели «Висмутом» на равных основаниях. Но немцы обладали лишь ограниченным влиянием на дела фирмы.
-- Кое-кто называет «Висмут» «ГУЛАГом в Рудных горах». В его списках временами числилось до 200 тыс. работников...
-- Я не сторонник сравнений «Висмута» со сталинскими трудовыми лагерями. На первых порах существовали перегибы -- условия работы напоминали подневольный труд. Но последовали массовые протесты рабочих, и советская администрация удивительным образом пошла им навстречу. С конца 1947 года условия труда стали сносными. Хотя не было элементарной охраны труда, защиты от радиации для человека и окружающей среды.
-- Говорят, еще в 1950-е годы солдаты Группы советских войск в Германии, которых направляли на работы на «Висмут», привозили домой популярный тогда сувенир -- кусок урановой руды...
-- Первоначальные условия, в которых трудились люди на «Висмуте», местные старожилы сравнивали со средневековыми. Не было отбойных молотков, касок, в дефиците были сапоги. Горнякам недоставало пищи, человеческого жилья, медицинского обслуживания. Повседневные нужды рабочих-немцев мало кого трогали в советской администрации. Позже условия изменились. «Висмут» стал привилегированным комбинатом со всеми вытекающими последствиями. В ГДР предприятие по добыче урана для «братской страны» и «друзей» находилось на особом положении. «Висмут», объекты которого были окружены неприступными стенами, располагал своей системой снабжения и распределения товаров, автономной телефонной сетью, здесь существовали даже собственные дорожные знаки, каких не было больше нигде в мире. На страже завоеваний социализма стояла собственная партийная организация Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Существовал и полный набор собственных силовиков -- прокуратура, полиция и, разумеется, служба безопасности Штази, подчинявшаяся напрямую шефу МГБ ГДР Эриху Мильке. На каждую мелочь накладывался гриф строжайшей секретности.
-- Это касалось и любых сведений о здоровье людей. Статистика по раковым заболеваниям в ГДР была засекречена. О профессиональных рисках горняки имели лишь общее представление. Существуют какие-то данные на этот счет?
-- Весьма приблизительные. За годы существования «Висмута» среди горняков было отмечено 15 000 случаев заболевания силикозом, 5300 -- раком легких, известно о 4300 случаях глухоты, вызванных чрезмерным шумом в шахтах.
-- Как сложилась судьба «Висмута» после воссоединения Германии?
-- В результате структурной реформы «Висмут» был преобразован в фирму по рекультивации местности и санации производственных объектов, где велась добыча урана. В начале 1990 года было принято решение о прекращении добычи урана. В том же году федеральное ведомство по защите от радиоактивного излучения составило кадастр под названием «Радиологический учет, исследование и оценка последствий горнодобычи». В рамках этого проекта на предмет повышенных доз радиации и иного загрязнения, связанного с ураном, было обследовано 34 района общей площадью 1500 кв. км и примерно 5000 объектов там. Ряд нуждался в срочной очистке. Опасность представляли огромные пруды-отстойники: на некоторых из них могли разместиться до 300 футбольных полей.
-- Чернобыль на немецкой земле?
-- Я бы не стал драматизировать. Отличие здесь в том, что сравнимыми с Чернобылем дозами радиации обладали лишь отдельные крупные объекты. Речь шла о ликвидации гигантских нарушений экологии и ландшафта в этих местах. Лишь один пример открытого карьера по добыче урановой руды в Лихтенберге может наглядно продемонстрировать объем работ по санации и рекультивации. Здесь горнодобытчики оставили после себя гигантскую искусственную пропасть. Это была «дыра» в земле глубиной до 160 метров, шириной в 900 метров и протяженностью в 1200 метров. Особое место заняли работы по затоплению урановых шахт водой с целью их обезвреживания. Они начались в 1991 году, и для завершения процесса потребуется еще 15 лет. Теперь на месте прежних производственных развалов -- идиллическая живая природа.
-- «Цветущие ландшафты» для германского востока, которые обещал канцлер Гельмут Коль еще на заре воссоединения Германии?
-- В каком-то смысле это так. Хотя их сегодня пока омрачают слишком высокие показатели безработицы среди местного населения. Свыше 20% людей здесь не имеют работы.
Беседовал Юрий ШПАКОВ, Берлин