Двухгодичной давности предсказания президента
Владимира Путина о том, что Латвия получит «уши мертвого осла» вместо одного из районов Псковской области, сбылись. Вчера латвийский премьер Айгарс Калвитис и его российский коллега Михаил Фрадков
подписали в Москве долгожданный договор, который закрепляет границы между двумя странами в их нынешнем виде. Главы кабинетов, поставив автографы, постарались побыстрее отойти от скользкой пограничной темы и сосредоточиться на разговорах о дальнейшем сотрудничестве в других сферах, поскольку только у России, по словам г-на Фрадкова, «в портфеле находится 30 проектов различных соглашений». Однако, судя по всему, точку в затянувшемся конфликте ставить еще рано, поскольку оппозиционеры из латвийского сейма намерены обжаловать в конституционном суде действия своего премьера.
Напомним, что
договор о границе Латвия и Россия должны были подписать еще 10 мая 2005 года, на следующий день после юбилейного парада на Красной площади. Однако тогда случился чуть ли не внешнеполитический скандал, поскольку выяснилось, что к парафированному еще десять лет назад договору Латвия по-тихому добавила так называемую разъяснительную декларацию. В этом документе содержалась ссылка на Мирный договор между Латвией и Россией от 1920 года, по которому прибалтийской республике отходят город Абрене (Пыталово) и шесть окрестных волостей, являющихся сейчас территорией Пыталовского района Псковской области. В России этот намек небезосновательно восприняли как попытку предъявить в будущем территориальные претензии.
В самой Латвии появление декларации объясняли особенностями конституции страны, которая запрещает менять границы без проведения референдума. Тем не менее Москва отказалась подписывать договор до тех пор, пока декларация не будет отозвана. Именно тогда из уст российского президента прозвучала знаменитая фраза: «Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши». После этого всем стало понятно, что для подписания договора понадобится много времени.
Это уже не первый случай, когда прибалтийская республика заявляет свои права на Пыталово. В 90-е годы латвийская сторона уже пыталась сослаться в тексте пограничного договора на Мирный договор 1920 года. Но Россия уже тогда выступала резко против. Летом 1995-го тогдашний глава МИД России Андрей Козырев написал латвийскому коллеге Валдису Биркавсу, что если Латвия будет настаивать на упоминании Мирного договора 1920 года, «возникнет безвыходная ситуация». В 2005 году это предупреждение стало реальностью.
Для устранения «безвыходной ситуации» Латвии понадобилось два года. Правительство Калвитиса, образованное после осенних выборов прошлого года, приняло решение декларацию отозвать.
А 19 февраля 2007 года президент Вайра Вике-Фрейберга подписала закон, который дает кабинету министров мандат на подписание договора о границе с Россией без выдвижения территориальных претензий. "Мы желаем стабильных и прагматичных отношений со своим соседом, -- заверил вчера Айгарс Калвитис перед церемонией подписания. -- Поэтому договор о границе очень важен. Мы можем решить проблемы, которые накопились за 15 лет, когда не было диалога". Естественно, осталась довольна достигнутым соглашением и Россия. "Документ исключает даже гипотетические претензии", -- подвел основной итог затянувшихся переговоров Михаил Фрадков. Латвийский премьер в свою очередь поспешил заверить, что Латвия «никогда никаких территориальных претензий не выдвигала».
Эти слова были почти тут же опровергнуты из Риги. Латвийские партии «Новое время» и «Все -- Латвии!» заявили о намерении оспорить в конституционном суде подписанный пограничный договор. По словам председателя фракции оппозиционной партии «Новое время» в сейме Карлиса Шадурскиса, уже готова жалоба, подписанная 20 депутатами, и сегодня она должна быть подана в латвийский КС. Правда, во фракции «Нового времени» только 18 депутатов, и, вероятно, против ратификации договора в сейме будет голосовать еще политическое объединение «ТБ»/ДННЛ, входящее в правительственную коалицию. Однако окончательное решение по этому вопросу будет принято только 31 марта. В свою очередь члены не представленной в парламенте националистической партии «Все -- Латвии!» намерены обращаться в конституционный суд в индивидуальном порядке.
По словам бывшего председателя КС Латвии Айвара Эндзиньша, суду после получения жалобы понадобится около месяца для того, чтобы определить, насколько она приемлема для рассмотрения. Если иск будет сочтен таковым, то на подготовку к его рассмотрению уйдет еще не менее трех месяцев. А вероятнее всего -- намного больше.