|
|
N°53, 28 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Российский алюминий» слился по плану
Совет директоров объединенной компании возглавил Виктор Вексельберг
РУСАЛ, СУАЛ и Glencore, как и обещали, завершили объединение и «формирование крупнейшего в мире производителя алюминия и глинозема» до конца марта. Компании объявили об этом вчера. Впрочем, многие ожидали, что объявление о сделке последует раньше, но партнеры не торопились, и объединение завершилось почти пунктуально точно. Председателем совета директоров «Российского алюминия» стал совладелец СУАЛа Виктор Вексельберг, генеральным директором -- глава РУСАЛа Александр Булыгин. В заявлении участников сделки говорится, что объединенная компания проведет IPO в течение трех лет.
Александр Булыгин сообщил «Времени новостей», что намеченные прежде инвестиционные проекты РУСАЛа и СУАЛа будут реализованы: «Мы продолжим все начатые проекты. Это вывод Хакасского алюминиевого завода на полную мощность, строительство Богучанского алюминиевого завода и Богучанской ГЭС, алюминиевого завода в Иркутской области, проект «Коми-Алюминий», модернизация и расширение ИркАЗа, расширение боксито-глиноземного комплекса во Фрие (в Гвинее. -- Ред.), пуск завода ALSCON в Нигерии -- все приоритетные проекты прежние».
Как и было обещано, в состав совета директоров объединенной компании «Российский алюминий» вошли шесть представителей РУСАЛа: его акционер Олег Дерипаска, гендиректор Александр Булыгин, гендиректор En+ (структуры «Базэла», в состав которой входит РУСАЛ) Эндрю Мишельмор, финансовый директор En+ Майкл Носсал, гендиректор «En+Сервис» Владимир Титков, а также председатель комитета партнеров адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Афанасьев (бюро было одним из консультантов по сделке). От СУАЛа в совет директоров вошли два представителя -- основные акционеры холдинга Виктор Вексельберг и Леонард Блаватник. Glencore в совете директоров объединенной компании будет представлять глава швейцарской группы Aйван Глайзенберг. В совете будут и независимые директора -- партнер в одной из крупнейших частных компаний в Индии Sabre Capital Найджел Кенни и Филип Лэйдер, входящий в советы директоров Lloyd's, Marathon Oil, корпораций AES и RAND. Еще один независимый директор будет назначен до 1 июля. В первоначальном варианте соглашения это место было намечено для президента СУАЛа Брайана Гилбертсона, который должен был и возглавить совет директоров объединенной компании. Однако, как считают близкие к сделке источники, он не смог договориться с акционерами компании об условиях работы. Пожалуй, отсутствие г-на Гилбертсона в числе руководства объединенной компании стало единственным неисполненным намерением, озвученным при объявлении о сделке, хотя и не стало сюрпризом. В любом случае, появление г-на Вексельберга на посту председателя совета сделает роль акционеров СУАЛа в новой компании более весомой.
Структура управления в объединенной компании будет построена по принципу дивизионов. В новой компании их будет шесть: алюминиевый, глиноземный, упаковочный, сырьевой, инжинирингово-строительный, энергетический. Появление последнего, как поясняют в компании, продиктовано необходимостью обеспечения компании энергетической базой.
«Правление практически полностью составляют представители менеджмента из РУСАЛа. В итоге сформирована проверенная высокопрофессиональная команда, готовая к выполнению стоящих перед объединенной компанией достаточно амбициозных задач», -- говорит г-н Булыгин. Новое руководство компании не намерено осуществлять кадровые перестановки на предприятиях компании: «Кадровые пересмотры происходят, когда деятельность предприятия или подразделения неэффективна, -- поясняет г-н Булыгин. -- Если люди работают результативно и профессионально, в сохранении таких кадров заинтересована любая компания. Здесь речь идет не о принадлежности человека к той или иной компании, а об его профессионализме, компетентности в конкретной позиции -- именно это будет определять его будущую судьбу. То, что мы видели в результате проведения due diligence, -- это то, что на заводах СУАЛа и Glencore работают очень профессиональные команды».
При совете директоров объединенной компании будет создано девять комитетов, курирующих основные направления деятельности, в том числе комитет по экологии, охране труда и промышленной безопасности, комитет по аудиту, комитет по назначениям, комитет по компенсациям, комитет по подготовке к IPO и другие, сообщается в объединенном пресс-релизе участников сделки. Впрочем, сроки IPO могут несколько сдвинуться по сравнению с первоначально объявленными полутора годами с момента объединения: теперь говорится о том, что компания осуществит IPO в течение трех лет.
На момент объединения в «Российском алюминии» 66% будут принадлежать РУСАЛу, 22% -- акционерам СУАЛа, 12% -- группе Glencore. По мнению экспертов, стоимость «Российского алюминия», в состав которого вошли четыре предприятия по добыче бокситов, 10 глиноземных и 14 алюминиевых заводов, а также три фольгопрокатных предприятия, составляет порядка 25 млрд долл. Ежегодный оборот объединенной компании составит около 12 млрд долл. На ее предприятиях будут работать более 100 тыс. сотрудников. Производственные мощности компании позволяют ежегодно выпускать около 4 млн тонн алюминия (нынешние лидеры отрасли американская Alcoa и канадская Alcan выпускают по 3,5 млн т алюминия в год) и 11 млн тонн глинозема в год. На долю «Российского алюминия» придется 12% мирового рынка первичного алюминия и 16% глинозема, и, используя возможности каждого из участников сделки, компания уже скоро может усилить эти позиции.
Виктор Вексельберг, чьи слова приводятся в пресс-релизе, отметил: «Продолжая наращивать объемы производства и реализовывать объявленные ранее компаниями проекты, мы сконцентрируем свое основное внимание на дальнейшем развитии системы корпоративного управления, что позволит объединенной компании соответствовать самым высоким стандартам во взаимоотношениях с клиентами, бизнес-партнерами, инвесторами и населением регионов и стран нашего присутствия». «Используя глобальный масштаб бизнеса и финансовую мощь объединенной компании, доступ к гидроресурсам и собственные технологические решения, мы начнем подготовку к новому этапу развития -- созданию международной энергометаллургической корпорации, которая обеспечит наше лидерство по целому ряду новых направлений бизнеса», -- добавляет Александр Булыгин.
Синергия слияния как для участников сделки, так и для российской алюминиевой отрасли в целом очевидна: до сих пор РУСАЛ, в отличие от сбалансированного по сырью СУАЛа, ощущал серьезный дефицит глинозема. В целом по стране для производства 3,7 млн тонн алюминия в год требовалось более 7 млн тонн глинозема. При этом внутренние ресурсы позволяли производить только 3,2 млн тонн этого сырья, недостающий объем (более 50%) импортировался. Таким образом, включение в сделку глиноземных активов Glencore имеет принципиальное значение для российской алюминиевой промышленности. «Мы рады объединить наши усилия с РУСАЛом и СУАЛом в создании новой мощной компании. Данное соглашение предоставляет нам отличную возможность стать частью интегрированной и хорошо сбалансированной алюминиевой корпорации -- лидера мирового рынка и дает дополнительные преимущества акционерам Glencore», -- говорит Айван Глайзенберг.
Напомним, что компании объявили о слиянии 9 октября прошлого года. А месяцем раньше Виктор Вексельберг встречался с Владимиром Путиным, и именно глава СУАЛа публично озвучил желание российских алюминщиков создать транснациональную компанию. «Когда я ходил к президенту, я рассказал ему, что существует два альтернативных варианта развития алюминиевой отрасли России, -- рассказывал позже г-н Вексельберг. -- Одной из альтернатив было наше самостоятельное IPO. Причем мы имели предварительное согласие на участие в нашем капитале международных банков -- IFC, ЕБРР, а также Norsk Hydro. Другим вариантом было объединение трех компаний, о котором мы в итоге договорились. Владимир Владимирович сказал, что и тот и другой вариант имеют право на существование, что в обоих случаях есть плюсы и минусы. Он сказал, что решение -- наше».
СПРАВКА
В качестве оплаты своей доли в объединенной компании Glencore передает ей полностью свой глиноземный дивизион, куда входят Aughinish Alumina в Ирландии, Windalco и Alpart на Ямайке и доля в Eurallumina на Сардинии (Италия). Из алюминиевых активов Glencore, как ожидается, в объединенную компанию будут переданы акции шведской Kubikenborg Aluminium AB. От РУСАЛа в объединенную компанию войдут четыре алюминиевых завода (Красноярский, Братский, Саяногорский, Новокузнецкий), Ачинский глиноземный комбинат, Николаевский и Бокситогорский глиноземные заводы, Боксито-глиноземный комплекс во Фрие (Гвинея), Компания бокситов Киндии (Гвинея), Компания бокситов Гайаны, доля в глиноземном заводе QAL (Австралия), а также АРМЕНАЛ, САЯНАЛ, Катодный завод в Китае. СУАЛ же передаст в «Российский алюминий» свои восемь алюминиевых заводов (Иркутский, Уральский, Кандалакшский, Богословский, Надвоицкий, Волгоградский, Волховский и Запорожский), Пикалевский глиноземный завод, Средне-Уральский бокситовый рудник, «Уральскую фольгу», а также «Кремний», «СУАЛ-Кремний-Урал» и СУАЛ-ПМ.
Александр ДАВЫДОВ