Вчера премьер Михаил
Фрадков договаривался с руководством самой развитой страны Африки -- Южно-Африканской Республики о расширении торгово-экономического сотрудничества. "Наше общение было очень детальным, заинтересованным и многообещающим", -- констатировал премьер после переговоров с вице-президентом ЮАР Пумзиле Мламбо-Нгкука.
Причем, судя по всему, в отличие от переговоров в Анголе и Намибии, где г-н Фрадков также побывал в рамках
нынешнего турне по странам юга Африки и где говорили преимущественно об освоении богатств недр, в Претории речь шла преимущественно о сотрудничестве в сфере высоких технологий. Хотя и природными богатствами ЮАР явно не обделена, о чем прекрасно осведомлены российские компании.
О том, что ЮАР заинтересована в России как стране, обладающей современными разработками в сфере hi-tech, свидетельствует хотя бы то, что г-жа Пумзиле Мламбо-Нгкука, перечисляя перспективные отрасли взаимодействия, на первое место поставила именно сферу высоких технологий. В частности, ядерную энергетику, освоение космоса (летом российским ракетой-носителем на орбиту будет выведен южноафриканский спутник наблюдения за земной поверхностью), военно-техническое сотрудничество. Михаил Фрадков с такими приоритетами согласился.
Взаимодействие в сфере мирного использования атомной энергии активизировалось после подписания в ноябре 2004 года соответствующего соглашения. Например, в рамках контракта, заключенного в 2001 году ОАО "Техснабэкспорт" с южноафриканской компанией PBMR, в октябре 2006 года была произведена первая поставка в ЮАР низкообогащенного урана.
Россия выразила заинтересованность в участии ЮАР в создании и работе центра по предоставлению услуг по обогащению урана на российской территории. По словам заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова, "Росатом" готов участвовать в тендерах на строительство в ЮАР атомных электростанций. "ЮАР декларирует дифференциацию в источниках инвестиций, поэтому мы имеем неплохие шансы", -- сказал заместитель министра журналистам.
Как отметил г-н Шаронов, в ближайшие годы "символические" сегодня объемы годового товарооборота между Россией и ЮАР (примерно 180 млн долл.) увеличатся в разы,
в том числе за счет российских инвестиций. Компании из России готовят ряд контрактов, инвестиции по которым составят, как сказал замминистра, "несколько сотен миллионов долларов". Правда, конкретными названиями компаний и содержанием проектов с журналистами он не поделился.
Импульс взаимным инвестициям может дать приезд в Россию представительной делегации бизнесменов ЮАР, который, по словам г-на Фрадкова, состоится в мае этого года, а также выставка-ярмарка российских товаров в Йоханнесбурге осенью.
Россия и ЮАР уже имеют опыт инвестиционного сотрудничества. В 2005 году "Норильский никель" приобрел 20% акций ведущей южноафриканской корпорации Gold Fields, что стало одной из крупнейших российских инвестиций за рубежом. В марте 2006 года "Норникель" на пике цен на золото выгодно продал свой пакет.
В апреле 2006 года холдинговая компания "Евраз" приобрела акции ванадиевой компании Stratcor, а в июле -- 24,9% акции компании Highveld Steel and Vanadium, крупнейшего мирового производителя ванадия.
Вместе с тем на инвестиционное сотрудничество двух стран оказывает негативное влияние специфика южноафриканского законодательства, связанного с обязательностью участия иностранного партнера в Программе промышленного партнерства, которая требует направление до 30% средств от суммы любой сделки на инвестиционные проекты в ЮАР в целях поддержки коренного населения.
Между тем растет интерес крупных южноафриканских компаний к инвестициям в российскую экономику. Например, ранее был подписан контракт на 42 млн долл. между корпорацией Bateman Projects и российской АЛРОСА на обустройство нового месторождения алмазов в якутском городе Мирный. Также эта южноафриканская компания прорабатывает проекты строительства алмазных шахт в Архангельской области, создания объектов газовой отрасли (газопровод, компрессорные установки, завод по сжижению газа), ремонта нефтепроводов с использованием технологии обмазки труб специальными смолами (объем инвестиций -- до 500 млн долл.). Российскими партнерами в этих проектах выступают "Севералмаз" и "Роснефть".
Возможность инвестирования в добычу алмазов в Архангельской области рассматривает знаменитая компания "Де Бирс". В 1998 году южноафриканская пивоваренная компания South African Breweries (SAB) приобрела пивоваренный завод в Калуге. Сейчас ведутся переговоры с фирмой Sun International о реализации в Московской области крупного инвестпроекта многопрофильного развлекательного комплекса "Паркленд". Планируемый объем инвестиций -- до 2 млрд долларов.
По словам Пумзиле Мламбо-Нгкука, ЮАР заинтересована в подготовке кадров в России. Этот процесс, однако, сдерживается отсутствием соглашения о признании в двух странах дипломов о высшем образовании. Документ сейчас готовится, и с его подписанием, уверена вице-президент ЮАР, количество южноафриканских студентов в российских вузах существенно увеличится.
Андрей Шаронов, отвечая на вопрос журналистов о значении турне премьера по югу Африки, на слова не скупился. "Это очень перспективная часть Африки, и важно присутствовать здесь постоянно", -- в частности, сказал он.