Россия, судя по всему, серьезно готовится к конкурентной борьбе за природные богатства юга Африки и уже предлагает конкретные проекты освоения месторождений минеральных ресурсов. О серьезности намерений России на африканском континенте свидетельствуют итоги рабочих визитов премьера Михаила Фрадкова в Анголу и Намибию, состоявшихся в пятницу и субботу.
И в Анголе, и в Намибии хорошо помнят, что значила для них поддержка Советского Союза в 1970--1980-е годы. По словам Михаила Фрадкова, субъективный фактор в отношениях с этими странами чрезвычайно важен. "Историческая память существует. Это естественно. Это пойдет в плюс нашим отношениям", -- сказал премьер, отвечая на вопрос корреспондента "Времени новостей" в Луанде после переговоров с президентом Анголы Жозе Эдуарду душ Сантушем.
Слова г-на Фрадкова нашли подтверждение и в Виндхуке. Президент Намибии Хификепунья Похамба начал переговоры чуть ли не с клятвы в вечной дружбе с Россией. "Российский и намибийский народы связывают давние узы, которые были заложены еще во время борьбы за независимость Намибии, когда русские друзья находились в лесах Анголы, оснащали нас и обучали. Хочу еще раз подчеркнуть, что вы наши самые, самые лучшие друзья", -- с неожиданным для многих пафосом заявил намибийский лидер.
Знающие люди такому порыву дружбы вряд ли удивились, ведь г-н Похамба учился в МГУ. На переговорах он даже сообщил г-ну Фрадкову, что перед приездом российской делегации освежал свой русский. "Он пригодится вам в ближайшее время", -- сказал в ответ премьер, дав понять, что Намибии никуда не деться от усиления российского присутствия.
Пока же, несмотря на крепкую историческую память, стороны, судя по показателям товарооборота, еще до конца не осознали,
какие выгоды им сулит торгово-экономическое взаимодействие. Товарооборот России с Анголой и Намибией вообще трудно назвать товарооборотом. С Анголой по итогам 2006 года -- 71 млн долл. (без учета показателей работы российской алмазной монополии АЛРОСА, ведущей добычу в Анголе), с Намибией гораздо лучше -- 2,2 млрд долл. Хотя та же Ангола, к примеру, по запасам полезных ископаемых -- одно из богатейших государств Африки. Помимо алмазов там есть нефть, газ, железная и медные руды, золото, серебро, редкоземельные металлы. В Намибии главная отрасль горнодобывающей промышленности -- алмазодобыча. Алмазы приносят стране почти 15% ВВП. При этом главными внешнеэкономическими партнерами двух стран, помимо соседей, являются США, Франция, Германия, Китай, Великобритания, Испания.
Российские компании уже поняли, что было бы правильно поучаствовать в добыче всего этого африканского богатства (Михаил Фрадков назвал эту сферу сотрудничества с Анголой и Намибией приоритетной), однако пока у них, за исключением АЛРОСА, получается не очень хорошо. Например, "Газпром" и ЛУКОЙЛ подписали с ангольскими партнерами меморандумы о взаимопонимании, но дальше дело пока не идет.
Сдерживающим фактором является отсутствие соглашения о поощрении и защите инвестиций. Как сказал журналистам замминистра промышленности и энергетики Иван Матеров, "без соглашения сложно говорить о многомиллиардных контрактах". Между тем, по словам г-на Фрадкова, "есть пара позиций", которые тормозят это соглашение. Стороны, например, не определились, подпадут ли под действие документа инвестиции, сделанные до его подписания. Впрочем, г-н Матеров не исключает, что соглашение может быть заключено до конца 2007 года.
Кроме того, в ходе переговоров в Луанде стороны договорились завершить в ближайшее время подготовку среднесрочной программы торгово-экономического сотрудничества. "В программе должен быть определен конкретный перечень совместных проектов и компаний, которые будут их осуществлять. Документ будет содержать ряд мер по созданию дополнительных условий для результативной работы российских компаний на рынке Анголы, и, возможно, ангольских -- на рынке России", -- сказал Михаил Фрадков на переговорах с ангольским президентом.
Впрочем, АЛРОСА и "Технопромэкспорт" отсутствие соглашения о защите инвестиций и среднесрочной программы сотрудничества, похоже, не особо смущает. За день до начала визита Михаила Фрадкова в Анголу АЛРОСА подписала новый контракт на геологоразведочные работы. Как сообщил журналистам ее президент Сергей Выборнов, компания получила более 3 тыс. кв. километров ангольской территории. Кроме того, в Анголе компания договорилась о строительстве второй очереди ГЭС на реке Шикан, электричество с которой АЛРОСА будет использовать для собственных нужд.
У АЛРОСА есть в Анголе и "непрофильный" бизнес. По словам г-на Выборнова, до 15 апреля должно быть подписано соглашение, по которому компании будет выделено несколько нефтегазоносных участков севернее Луанды -- частично на шельфе, частично на суше. Только в геологоразведку компания намерена вложить не менее 30 млн долл. Для освоения месторождений АЛРОСА предполагает найти в России профильного партнера.
В свою очередь "Технопромэкспорт" участвует в строительстве крупнейшей в регионе ГЭС "Капанда" (мощность 520 мВт). По словам гендиректора "Технопромэкспорта" Сергея Моложавого, компания хочет участвовать в строительстве еще двух ГЭС. В этих проектах заинтересованы также Норвегия и Китай, однако г-н Моложавый надеется, что право на поставку энергетического оборудования все же достанется России, причем без тендера.
Энергетика -- одна из приоритеных сфер и в российско-намибийском сотрудничестве. Президент Намибии на переговорах сообщил, что его страна испытывает дефицит электроэнергии и вынуждена прикупать ее в ЮАР. Поэтому Намибия хотела бы построить собственную электростанцию, чтобы стать "энергетически независимой страной". Российская сторона заверила, что вполне может удовлетворить желание африканского партнера. "В этом я нисколько не сомневаюсь", -- отметил г-н Похамба. Как сказал журналистам Михаил Фрадков, обсуждается даже возможность строительства АЭС.
Впрочем, по словам г-на Фрадкова, интересы России в Африке не замыкаются на двусторонние отношения с Анголой, Намибией и ЮАР (где он сейчас находится. --
Ред.). "Сегодня Россия укрепляется, ситуация в стране стабильная. Россия готова участвовать в конкуренции во всех отраслях экономики африканских стран", -- заявил российский премьер.