|
|
N°45, 16 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вердикт для Чебурашки и Громозеки
Художники-мультипликаторы проиграли коммерсантам
Головинский районный суд Москвы постановил, что вначале было слово. На этой неделе он дважды отказал художникам-мультипликаторам в праве претендовать на коммерческую выгоду от использования нарисованных ими персонажей, пришедших на экран из книг известных авторов. Литераторам в отличие от художников легче дается борьба с коммерсантами, использующими нехитрый маркетинговый прием -- размещение на упаковках самых разнообразных товаров популярных и любимых россиянами мультгероев. Авторское право детских писателей суды в большинстве своем сомнению не подвергают. И потому производители косметики, сладостей, детских игрушек стараются договариваться в первую очередь с ними, хотя в создании мульфильмов, а именно в этот момент, как правило, герой книги и обретает узнаваемый и запоминающийся облик, принимает участие целый коллектив авторов.
Именно это и пытались доказать в Головинском суде художник Леонид Шварцман, нарисовавший придуманных Эдуардом Успенским Чебурашку с Крокодилом Геной ,и Наталья Орлова, «оживившая» Алису Селезневу, ее отца и их многочисленных друзей из книги Кира Булычева. Проиграли оба.
В понедельник Головинский суд отклонил иск г-на Шварцмана к косметической компании «БРК-Косметикс» (российского представительства болгарской «Томи шоу косметикс») и сети супермаркетов «Седьмой континент». По мнению художника-постановщика известного мультфильма «Крокодил Гена и его друзья», именно его герои красовались на упаковках зубной пасты, продававшейся в магазинах этой сети. Леонид Шварцман счел, что косметическая фирма пользовалась созданными ими персонажами незаконно, не получив его разрешения, и потому потребовал 4,7 млн руб. в качестве компенсации материального и морального ущерба.
Однако суд согласился с доводами ответчиков. Представитель «БРК-Косметикс» Татьяна Перова в беседе с корреспондентом «Времени новостей» утверждала, что оснований для каких-либо материальных претензий у г-на Шварцмана нет, поскольку на упаковках был совсем не его Чебурашка. «Изображения на упаковке зубной пасты были нарисованы по заказу нашей компании болгарскими художниками. Сделано это было на основе литературных описаний Эдуарда Успенского, который не только написал книжку о Чебурашке, но был и автором сценария мультфильма», -- отметила г-жа Перова. Представители истца приглашали в зал заседаний других известных художников-мультипликаторов, которые пытались доказать авторство г-на Шварцмана. Однако суд признал, что изображенные на упаковке зубной пасты Чебурашка и Крокодил Гена не имеет ничего общего с персонажами, которых рисовал Леонид Шварцман. «Никаких доказательств того, что именно Шварцман владеет правами на образы героев мультфильма, представлено не было, -- говорит представитель «БРК-Косметикс». -- Мы не услышали практически ничего, кроме хвалебных эпитетов в адрес художника». В итоге иск был отклонен.
Похожий вердикт по другому громкому «мультипликационному» делу был оглашен в среду. Художник-мультипликатор Наталья Орлова, нарисовавшая главных героев мультфильма «Тайна Третьей планеты», потребовала от компании «Ландрин» выплатить ей авторский гонорар за использование образов на упаковке шоколадных яиц. «Наталья Орлова нарисовала всех персонажей мультфильма, за это она даже получила Государственную премию в СССР. Именно она сделала героев такими, какими они запомнились всем. А «Ландрин» использовал созданные ею образы без разрешений», -- пояснила корреспонденту «Времени новостей» представитель художницы адвокат Ирина Тулубьева.
Но требование художником 5% общей выручки от продажи яиц не понравилось компании, уже заключившей договор со студией «Союзмультфильм» и потому считающей, что авторских прав она не нарушает. «Мультфильм -- это коллективный труд. Орлова выполняла чисто техническую работу. Создавала все этих персонажи не только она, над ними трудились и обычные художники. Кроме того, главный в мультфильме режиссер, а ведь есть еще оператор, так почему именно Орлова требует авторский гонорар?» -- заявила «Времени новостей» директор по маркетингу компании «Ландрин» Юлия Мудрицкая. Кроме того, госпожа Мудрицкая пояснила, что шоколадная фабрика заключила договор со студией «Союзмультфильм», которой принадлежат права на мультфильм «Тайна Третьей планеты». «Наша компания заключила договор с владельцем прав на мультфильм -- со студией «Союзмультфильм, так что авторских прав мы не нарушали», -- сказала госпожа Мудрицкая. И в этом случае суд также занял сторону ответчиков.
Однако споры о том, в какой степени художники могут претендовать на доходы коммерсантов, использующих мультипликационных героев, на этом, безусловно, не заканчиваются. И представители Леонида Шварцмана, и адвокат Натальи Орловой Ирина Тулубьева заявили о намерении обжаловать решение, вынесенное Головинским судом. Так что споры вокруг Чебурашки и Громозеки просто переместятся в суды высшей инстанции.
«У художника-постановщика есть право использовать то, что он нарисовал»
О том, кто может обладать правами на экранные образы героев мультфильмов, «Времени новостей» рассказал директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности, один из разработчиков закона «Об авторском праве и смежных правах» Владимир ЭНТИН.
В любой организации есть иерархия. Главная фигура в мультфильме, конечно, режиссер. Он утверждает все решения. Сценарист дает литературный сценарий. Художник-постановщик делает все эскизы, прорисовывает все, создает изображения всех персонажей. После того, как кукла художником нарисована, ее делают. Затем уже с ней начинает работать художники-мультипликаторы. Они практически выполняют ту же роль, что и артисты в кино, -- они заставляют персонаж двигаться. Они дают свои замечания, насколько свободно кукла может перемещаться, выполнять необходимые движения. После этого художник-постановщик может эту куклу доработать, чтобы с ней было легче работать. Дальше начинается работа оператора -- он снимает движение кадр за кадром. Права на эти самые кадры принадлежат оператору. Для публикации кадра в журнале нужно разрешение оператора. Сценарист может перерабатывать свой сценарий -- выпускать по нему отдельные книги с теми же героями. Я считаю, что у художника-постановщика есть право использовать то, что он нарисовал, в качестве иллюстраций, игрушек, рекламных изображений. А вот у обычных художников-мультипликаторов согласно ст. 13 закона «Об авторском праве и смежных правах» таких прав нет: они работают с тем, что уже нарисовал художник-постановщик.
Кирилл МЕЛЬНИКОВ