Самому западному региону России никак не удается окончательно обелить себя в глазах европейских инвесторов. И виной тому кредитная история десятилетней давности. На днях представители литовского адвокатского бюро «Баублис и партнеры» заявили, что
любое имущество, принадлежащее Калининградской области и замеченное на территории Литвы, будет арестовано в счет погашения долга. Юристы подчеркнули, что речь в первую очередь идет о служебных автомобилях и иных транспортных средствах, а также обо всех банковских счетах.
Почему же Литва положила глаз именно на калининградское имущество? В 1998 году администрация тогдашнего калининградского губернатора Леонида Горбенко взяла у Дрезднер-банка кредит в размере 10 млн долл. сроком на пять лет. Деньги пошли на модернизацию птицефабрики «Балтптицепром» (потом ее банкротили, переименовывали -- в общем, «химичили»), а к немцам так и не вернулись. Г-на Горбенко (уже в статусе пенсионера) судили, но оправдали. А депутаты местной Думы, проведя собственное парламентское расследование, признали расходование кредита «талантливой аферой». Следующий губернатор Владимир Егоров (экс-командующий Балтийским флотом) германские деньги возвращать тоже не стал. Тогда кипрская компания «Дьюк Инвестмент Лимитед», выкупив у банкиров их требования, обратилась в международный арбитраж в Лондоне, который вынес решение о взыскании с Калининградской области задолженности в размере 20,2 млн долл., включая 9,6 млн в виде процентов. Согласно решению этого суда каждый день задержки возврата долга обходится должнику в 19,75% годовых, а это десятки тысяч долларов.
На территории России лондонское решение не признали. Тогда кредиторы, добиваясь погашения долга, инициировали процедуру ареста недвижимости за рубежом -- зданий представительства Калининградской области в Литве -- с последующей продажей. Дело запахло международным скандалом: особую экономическую зону, пилотный регион и родину первой леди страны продают за долги. И в конце прошлого года здания представительства увели у кредиторов буквально из-под носа -- два небольших дома на улице Рудянс в Вильнюсе выкупила литовская фирма, но, как подчеркивали тогда в калининградском правительстве, весьма дружественная России. «После этой продажи для нас ничего не меняется. Мы как работали, так и работаем», -- пояснили прессе.
И в доказательство этого были организованы Дни Калининградской области в Литве, которые с большой помпой прошли в начале весны в Вильнюсе. Губернатор Георгий Боос встретился тогда со всей литовской элитой -- президентом Валдасом Адамкусом, премьером Гедиминасом Киркиласом, председателем сейма Владимирасом Мунтянасом. Из Литвы калининградская делегация возвращалась на подъеме -- вот, мол, как удачно пообщались, какие хорошие соседские отношения наладили. В середине марта практически все первые лица региона вновь уехали, на этот раз во французский Канн на выставку недвижимости МИПИМ-2007 презентовать проекты застройки области. Именно на эти дни «безвластия» и пришлось арестное заявление литовских юристов, не сумевших «съесть» здания представительства.
«Ну что же, будем ездить на арендуемых и частных машинах», -- ответил на него, как сообщил Интерфакс, вице-премьер калининградского правительства Юрий Шалимов, оставленный «на хозяйстве». Такая идея, хотя и легко выполнимая с практической точки зрения, вызвала грустные улыбки -- слишком уж несолидно. Неужели калининградскому губернатору во время следующих дней региона в Литве придется оставить персональный годовалый «Мерседес» S-класса и ехать по «вражеской» территории на такси или, что еще унизительнее, на рейсовом автобусе?
Забеспокоились депутаты облдумы. «Знаете, я пока никуда ехать не собираюсь. Но все равно поинтересовался в нашем представительстве МИДа и в правительстве насчет этой истории -- действительно ли арестуют машину? Но ни у кого никаких официальных бумаг нет. И как действовать в такой ситуации, никто не знает», -- заявил «Времени новостей» глава думского комитета по международным делам Борис Баталин. По его мнению, претензии кредиторов к Калининградской области напоминают действия фирмы «Нога», которая в свое время здорово насолила России, пытаясь арестовать то самолеты на авиасалоне, то парусники (например, легендарный барк «Крузенштерн» -- тоже, кстати, калининградский).
Как пояснили «Времени новостей» в представительстве МИД РФ в Калининграде, от Литвы никаких разъяснений по поводу арестов действительно не поступало. «Тогда мы сами обратились в генконсульство с просьбой прояснить ситуацию. Однако ответа пока нет», -- сказал собеседник газеты. В литовской дипмиссии «Времени новостей» подтвердили, что мидовское обращение получено, но когда будет готов ответ, не уточнили.
Генеральный консул Литвы Викторас Баублис вчера находился в Брюсселе, в его отсутствие дипломаты давали лишь общие комментарии: «Наш МИД, конечно, подготовит ответ. Но никакой официальной позиции Литвы здесь быть не может. Это сугубо коммерческое разбирательство между двумя сторонами, ни одной из которых Литва не является».
Ждать от официального Вильнюса сочувствия в этом вопросе бессмысленно. Ведь такие «сугубо коммерческие разбирательства» имеют свои политические и экономические выгоды. Если настойчиво, регулярно и публично требовать ареста калининградского имущества, рано или поздно европейским бизнесменам удастся вдолбить желаемое: в Калининграде кредиты не возвращают, здешняя особая экономическая зона -- фикция. В отличие, например, от Клайпеды.
Выйти из этой сложной ситуации можно, лишь признав решение Лондонского арбитража недействительным. Юристы калининградского правительства в конце прошлого года обратились с соответствующим иском в Парижский международный арбитражный суд при промышленной палате. Но «отбиться» пока не удалось.